Симметрия и асимметрия: какой вид расстановки мебели выбрать

Симметрия и асимметрия в интерьере

Баланс важен для любой сферы нашего бытия. Равновесие — это гармония и комфорт. Сбалансированные элементы воспринимаются как естественные и правильные. Поэтому баланс — один из основных принципов искусства, включая искусство дизайна. Создавая интерьер, нужно стремиться к равновесию. Однако баланс вовсе не требует полного соответствия и зеркальности. Главное — сбалансированность, то есть более-менее равное соотношение между частями целого.

Нужно визуально разбить интерьер на две части и уравновесить их между собой. В создании баланса принимают участие мебель, цвета, фактуры, декор. Например, если с одной стороны помещения установить тяжелую мебель, а с другой — легкую и прозрачную, может возникнуть дисбаланс. Чтобы уравновесить части, стену возле легкой мебели можно выделить «тяжелым» цветом или «мощной» фактурой. Это будет асимметричный баланс. Да, в асимметрии тоже есть равновесие.

Таким образом, баланс в интерьере бывает как симметричным, так и асимметричным. Рассмотрим их подробнее.

Симметрия в интерьере

Симметрия в интерьере достигается фактическим повторением элементов по обе стороны от оси. Для создания симметричного баланса нужно определить центральную точку ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. В этой точке будет находиться композиционный центр. Воображаемая линия, идущая от композиционного центра к точке, расположенной ровно напротив, — это ось, по обе стороны от которой элементы «отзеркаливают» друг друга.

Что может являться композиционным центром? В гостиной это обычно камин или ТВ-стена. Чуть реже — витрина, большая картина, два кресла со столиком или диван. В спальне центром является кровать. В холле — например, консоль. В кухне — плита с вытяжкой, обеденный стол или остров. В любом помещении центром могут быть окно, ниша или выступ.

Симметрия в интерьере создается с помощью парных кресел, мини-диванов, витрин, тумб, шкафов, зеркал, полочек, стеллажей, картин, торшеров, настольных ламп и др. Кроме того, можно задействовать цвет и отделку — например, повторить одинаковые акцентные фрагменты на обеих противоположных стенах, параллельных центральной оси. Одиночные предметы, такие, например, как диван или обеденный стол, могут стоять на оси — так, чтобы она делила их пополам.

Симметричное построение интерьера называют также формальным. Это классическое решение, идеальное для консервативных стилей. В симметрично сбалансированном помещении возникает чувство стабильности, порядка, спокойствия и безопасности. Симметричные интерьеры по духу тем людям, которые склонны к перфекционизму и консерватизму.

Есть у симметрии в интерьере некоторые недостатки. Для маленьких помещений этот план зачастую мало подходит. Дело в том, что симметричное расположение элементов вдоль центральной оси — это рамки и «скобки», делающие акцент на форме и размере помещения. Например, если комната узкая и длинная, симметричный порядок подчеркнет эту ее особенность, сделав комнату похожей на вагончик. Асимметрия, напротив, устраняет рамки и лишает форму жесткости.

Совет. Не стоит стремиться к абсолютной симметрии — это противоестественно. Наши лица кажутся симметричными, но при детальном рассмотрении у любого человека найдется асимметрия. Она и делает нас привлекательными. Родинка с одной стороны, ямочка на одной из щек, зачесанная набок челка — все это придает лицу индивидуальность. Так же и с интерьером: создавая симметричный баланс, добавьте каплю несоответствия.

Асимметрия в интерьере

Асимметричный баланс предпочтительнее, если форма или размер помещения оставляют желать лучшего. Асимметрия больше подходит для современных стилей. Есть еще один плюс у такой планировки: асимметричные интерьеры редко бывают скучными. Они более живые и динамичные. Не зря их называют «неформальными».

При создании асимметричного интерьера можно выбрать композиционный центр, смещенный от срединной точки. За основу может быть взят принцип золотого сечения: нужно сместить центр в пропорции примерно 60% на 40%.

Возможен и полный отказ от единого композиционного центра, хотя это не так легко.

Отделка, обстановка и декор осуществляются с сохранением баланса, то есть принцип равновесия остается в силе. Однако устраняется эффект зеркальности. Так, если в симметричных интерьерах напротив дивана ставят такой же диван или два аналогичных кресла, то в асимметричных все иначе: напротив дивана может находиться одно кресло или стеллаж.

На асимметрию работают угловые диваны и диагональное расположение предметов мебели. Например, кресла можно расположить в углах, поставив их по диагонали. Так же и кровать, установленная под углом, лишит спальню традиционной симметричности.

Достичь цели помогает и разноуровневость предметов. Напротив друг друга располагают мебель или декор разной высоты. Например, у одной стены — высокая витрина, а ровно напротив — низкая консоль. По одну сторону от дивана — высокий торшер, а по другую — низкий столик с небольшой настольной лампой. На кухне справа от плиты — высокий глухой пенал, а слева — тумба и пара открытых полок над ней.

Штору тоже можно откинуть набок и закрепить держателем. Асимметричным может быть и расположение стенного декора: например, на одной стене три картины в ряд, а на противоположной — три декоративные тарелки, размещенные лесенкой.

Важно помнить, что асимметрия должна быть сбалансированной, то есть по «весу» обе половины комнаты должны быть примерно одинаковыми. Зрительно «взвешивать» нужно не только мебель, но и фактуры, цвета, декор.

Симметрия и асимметрия: какой вид расстановки мебели выбрать

Где можно найти уют, тепло и гармонию? Только в своей собственной квартире. Именно там можно комфортно отдохнуть и насладиться покоем. Гармоничный дизайн, мягкие тона, правильно расставленная мебель. Но иногда уютная квартира может вмиг превратиться в место, где царствует хаос и неразбериха. А причиной тому может стать асимметричная расстановка предметов гарнитура.

Всего существует только 2 вида расстановки мебели: симметричный (равноудаленный) и асимметричный (произвольный). Для создания уютного дизайна жилой квартиры следует прибегнуть к симметричному виду. В свою очередь, асимметричный вид расстановки подойдет для тех квартир, где будет воплощен один из современных стилей дизайна. Например, лофт.

  1. Симметричный вид расстановки
  2. Асимметричный вид расстановки
  3. Миксуем симметрию с асимметрией

Симметричный вид расстановки

Симметрия – это гармония. Нет ничего лучше, чем ровно установленный гарнитур, выполненный в одной цветовой гамме. Или же пара уютных кресел, равноудалено расположенных от мягкого дивана. Гармоничное сочетание любых предметов мебели и их плановое размещение в комнате – это залог ощущения уюта и покоя. Ведь единственная цель жизни каждого человека – баланс внутри и снаружи.

А баланса трудно достигнуть, если, например, спальная комната будет похожа на экстравагантную мастерскую искусного творца! Симметрия может отражаться не только в соблюдении всех осей комнаты, но и в мельчайших деталях гарнитура – в зеркалах, полочках, светильниках. А правильно установленный стол может помочь отделить одну «часть» симметрии от другой.

Асимметричный вид расстановки

Чаще всего асимметрию ассоциируют с некой хаотичностью и даже «бардаком». Однако во многих дизайнерских решениях именно асимметрия играет главную роль. Например, когда дизайнер решает совместить черные бархатные шторы с белым лакированным журнальным столиком. Асимметрия ли это? Да. Ведь здесь противопоставляются цвета и фактура.

Но для того чтобы прибегнуть к асимметрии в расстановке мебели и при этом не испортить общего ощущения уюта, необходимо запомнить несколько важных правил:

  • асимметрию в пространство должны вносить не громоздкие предметы мебели, а мелкие аксессуары;
  • игра с размером мебели и ее цветом предпочтительней, нежели хаотичность в расстановке похожих предметов мебели;
  • в асимметричном проекте обязательно должен присутствовать «центр» (камин или же стол со множеством подвесных светильников).

Миксуем симметрию с асимметрией

Отличным способом создать современный стиль и одновременно привнести уют, будет способ совмещения, или «миксовки», двух противоположных способов расстановки мебели. Примером может стать удлиненный обеденный стол, расположенный в центре комнаты, по одну сторону которого будут расположены высокие деревянные стулья, а по другую – широкие мягкие пуфы или кресла.

Такой микс поможет даже при приеме гостей, когда каждый сможет разместиться так, как ему удобно. Не смотря на то, что уют и асимметрия, прямо противоположные понятия, не гармонирующие друг с другом, их все же можно совмещать, и делать это весьма успешно!

Почему нашему мозгу нравится симметрия в дизайне интерьера

Увидев дизайн интерьера, большинство людей могут практически мгновенно определить удачный он или нет. Задумывались ли вы почему так происходит?

Откуда у нас эта способность определять уровень дизайна, например в проекте интерьера квартире, даже не будучи при этом профессиональным дизайнером интерьера?

Это связано с симметрией, или, другими словами, чувством равновесия. Потому что все люди, как правило, тянутся к сбалансированному дизайну и считают его более эстетичным.

Восприятие симметрии в дизайне интерьера

Хотите узнать, почему мы так любим симметрию и сбалансированность в дизайне интерьера и не только, тогда прочитайте эту статью. Помимо этого, из нее вы также у знаете, как привнести чувство гармонии в интерьер, независимо от вашего личного стиля.


Это кажется нам знакомым

Ответ очень простой: мы любим симметрию и баланс, потому что он, так сказать, прямо перед нами. Когда вы посмотрите на свое отражение в зеркале и условно разделите свое тело пополам по линии пупка (вертикальной линией вдоль), вы увидите, как симметричны левая и правая ваши половины.

Тем не менее, мы не единственные существа, которые по своей сути сбалансированы и симметричны. Ученые обнаружили, что зеркальное отношение — более известное, как золотое сечение — 1: 1,61, постоянно встречается в природе. Мало того, что некоторые наши органы сохраняют эти пропорции, но тоже самое происходит, например, и с облаками, рукавом галактики и т.д..

Так как этот тип баланса так часто встречается в нашей жизни, это лучше воспринимается нашим мозгом. Симметричные и сбалансированные интерьеры, зачастую, более спокойные и уютные, чем асимметричные.

Когда вы проектируете интерьер, хорошенько обдумайте, какие цели вы перед собой ставите. Если вы хотите, чтобы ваше жилье было своего рода уютным оазисом, в котором вы можете отдохнуть от внешнего мира, тогда симметрия и баланс должны быть основными в интерьере.

Баланс подходит для всего

Когда дело доходит до дизайна интерьера, баланс в нем не должен заключаться только в линии проведенной по центру — воображаемой центральной оси. Это может выглядеть довольно скучно. Вместо этого, дизайнеры нашли решения, как, сохраняя симметрию, сделать хороший и интересный интерьер.

Вот несколько из них:

1. Самое распространенное решение — зеркальное отражение.

Оно может быть вертикальное или горизонтальное. Например, два дивана, разделенные журнальным столиком, или использование горизонтальной рейки для защиты стен от повреждениями стульями, которая визуально разделит комнату на верхнюю и нижнюю часть.

2. Радиальная симметрия (радиальный баланс)

Относиться к объектам, повернутым в одном направлении, вокруг одной центральной точки. Такой точкой может быть, например, круглый обеденный стол в столовой, винтовая лестница или, если брать пример в меньшем масштабе, то венок на двери.

3. Повторение

Создание иллюзии движения с помощью повторяющихся элементов в одном и том же пространство. Чаще всего можно встретить в обоях, плинтусах и напольной плитке.

4. Ассиметрия

Целенаправленно нарушая симметрию, вы привлекаете внимание к определенному объекту. Это может быть мебель или произведение искусства.

Когда вам нужно выбрать конкретное решение, для начала нужно определиться с размером пространства. Радиальная симметрия и повторение хорошо подходят для большого с открытой планировкой, например, для холла или столовой большого размера, что касается маленьких помещений, то такие решение не очень им подходят, так как повторяющиеся элементы могут давать подавляющий эффект. В условиях ограниченного пространства, зеркальная симметрия (отражение) и ассиметрия являются лучший выбор, так как чаще всего они имеют более простой дизайн.

Читайте также:  8 основных правил интерьера в стиле эклектика
Симметрии легко достичь

К счастью, вам не нужно быть профессионалом, чтобы добиться сбалансированности в вашем интерьере. Каждый в силах сделать его гармоничным, если будет брать во внимание следующие три вещи:

1. Центральная точка

Это должен быть элемент дизайна, которые приковывает взгляд, как только заходишь в комнату. Это, может быть, камин, встроенные места для хранения или какие-то архитектурные детали.

2. Визуальный вес

Хотя ваша центральная точка должна иметь самый тяжелый вес в рамках одного пространства, вы можете сбалансировать его, путем размещения по обе стороны двух таких же по визуальному весу объектов. Например, камин и два дивана по обе его стороны. Или, можно сбалансировать, обеденный стол с более тяжелым визуальным весом со стульями по обе стороны — с легким.

3. Масштаб и пропорция

Следите за тем, чтобы элементы дизайна сохраняли масштаб и пропорции между собой, и в отношении с пространством. Пропорции 2: 3, 3: 5, или 5: 8 работают лучше всего.

Когда ничего не помогает — сделайте шаг назад. Буквально. Когда вы проектируете дизайн, иногда нужно абстрагировать и попробовать взглянуть со стороны. Если у вас получится оценить дизайн посторонним взглядом, тогда вы сможете оценить и получить представление о балансе. Если он вам покажется не достаточно сбалансированным и симметричным, попробуйте, что-то изменить, пока не достигните результата, который максимально вас удовлетворит.


Симметрия работает с каждым стилем

Обычно, когда речь заходит о дизайне интерьера, личное чувство стиля всегда становится камнем преткновения. Некоторые люди любят щедро и богато украшенные интерьеры, а другие предпочитают современную эстетику. И, кажется, что этих два лагеря с разными вкусами никогда не придут к общему знаменательному, но это не так. Когда речь заходит о таком фундаментальном принципе дизайна, как баланс, все находят общий язык (точки соприкосновения).

Дело в том, что ни одна комната не будет выглядеть полной (завершенной или гармоничной) без определенной доли симметрии.

Подумайте о балансе в качестве полезного инструмента в создании основы вашего дизайна интерьера. Потом попробуйте добавить элементы дизайна, как наполнение, соответствующие вашим личным вкусовым предпочтениям, которые сделают дизайн уникальным.

Что касается мира дизайна, то баланс в нем считается ключевым. Наш мозг находит его приятным, и поэтому нам больше нравятся симметрия в дизайне интерьера. Постарайтесь следовать советам, которые были описаны в этой статье. Сбалансировав ваш личный дизайн, вы сможете добиться того, что даже людям с другими вкусовыми предпочтениями он будет очень нравится, и они будут чувствовать себя в нем уютно и комфортно.

Расстановка мебели в спальне: варианты, правила и советы

Соблюдение правил расстановки мебели в спальне поможет создать эргономичное пространство, где вы сможете полноценно отдохнуть после тяжелого дня. В статье рассмотрены самые важные вопросы: какая мебель необходима, а от какой можно отказаться, как правильно расположить определенные предметы меблировки в зависимости от конфигурации комнаты. Еще вам будут предложены рекомендации расстановки по фэн-шуй. Итак, как можно расставить мебель в спальне, чтобы чувствовать себя комфортно?

Содержание

  1. Какой набор мебели выбрать для маленькой спальни.
  2. Главный вопрос — куда поставить кровать.
  3. Куда поставить шкаф с вещами.
  4. Как выбрать и поставить тумбу или комод.
  5. Варианты расстановки мебели и советы по расстановке в разных помещениях.
  6. В маленькой спальне.
  7. В квадратной.
  8. В узкой длинной.
  9. В большой.
  10. Симметричная расстановка или асимметрия: что лучше выбрать, что даст больше места и красоты.
  11. Какие советы дает фэн-шуй для расстановки мебели.
  12. Как создать больше пространства с помощью расстановки мебели: топ-5 советов.
  13. Заключение.

Какой набор мебели выбрать для маленькой спальни

Классический набор мебели в спальню включает кровать, прикроватные тумбочки (для лампы, будильника, ночника, книги) и шкаф или хотя бы комод. Практика показывает, что именно они необходимы в комфортной спальной комнате. Если площадь позволяет, в комплект мебели можно дополнительно включить:

    туалетный столик с пуфом; большое напольное зеркало; 1-2 кресла; низкий журнальный столик; обычный письменный стол для размещения компьютера, вазы с цветами и других мелких вещей (размещается у окна вместе с рабочим креслом или компьютерным стулом); банкетка (продолговатая лавка с мягким сиденьем, ставится у изножья кровати).

Эти предметы не обязательны для спальной комнаты. Их стоит покупать для просторных комнат, где от их установки не появится ощущения стесненности.

Главный вопрос — куда поставить кровать

Выбирая вариант расстановки мебели в спальне, необходимо отталкиваться от расположения кровати. Если это двуспальная кровать – по классической схеме ее ставят изголовьем к стене параллельно окну и так, чтобы был обеспечен подход с обеих сторон. Ширина прохода должна составлять не менее 70 см. Односпальная кровать традиционно ставится вдоль длинной стены, причем изголовье тоже должно примыкать к стене, как одна из боковых сторон.

Ставить кровать изголовьем к окну не рекомендуется, особенно если дверь находится прямо напротив, поскольку это приводит к образованию сквозняка. Еще некомфортно, когда кровать стоит прямо напротив входа, хотя в крайнем случае это допустимо, или зеркала.

В просторной комнате больше вариантов размещения. Но всегда нужно выбирать стену для изголовья без дверных и оконных проемов, а саму кровать ставить симметрично. В больших комнатах допускается поставить кровать на угол или изголовьем к оконному проему.

Куда поставить шкаф с вещами

Вторым по важности при расстановке мебели в спальне считается шкаф. Для экономии площади чаще используется шкаф-купе. Если ширина комнаты позволяет, его можно поставить напротив кровати. Главное, чтобы между ней и шкафом, если у него раздвижные дверцы, остался проход 70 см, если распашные – 100 см (для комфортного использования). Перед покупкой стоит изучить полезные советы по выбору шкафа-купе.

Чаще всего шкаф ставится сбоку от кровати параллельно ей и у стены, противоположной стене с окном. Нередко шкаф ставят в дальнем углу у окна, но так, чтобы он примыкал к этой стене боковой частью, в противном случае он может снизить количество естественного света в комнате. Шкаф может использоваться как элемент зонирования. Тогда его необязательно ставить задней плоскостью к стене.

Как выбрать и поставить тумбу или комод

Если площадь позволяет, кровать и шкаф можно дополнить комодом. Это многофункциональный предмет мебели. В нем хранят белье и другие вещи, а на верхнюю плоскость ставят телевизор, зеркало или декор. Комод не должен быть слишком громоздким, иначе он будет мешать и загромождать комнату.

Традиционно комод располагают напротив кровати, особенно если предполагается, что на нем будет стоять телевизор. Как и шкаф, комод может стоять сбоку от кровати. Здесь также должен оставаться проход 70 см. Если кровать стоит по центру комнаты, то комод может располагаться за изголовьем. Нередко он ставится и на место прикроватной тумбочки.

Варианты расстановки мебели и советы по расстановке в разных помещениях

Решать вопрос, как расставить мебель в спальне, лучше на бумаге, поскольку так вы сможете наглядно представить, где и что будет находиться. Для этого рисуют эскиз – набросок с изображением всех элементов на плане комнаты. Чтобы приступить к этому этапу, нужно точно знать, какая мебель будет в вашей спальне. Важнее всего ее размеры, с помощью которых вы сможете грамотно расположить все предметы на имеющейся площади.

Чтобы получить конечный план расстановки мебели в спальне, можно выполнить несколько эскизов, и у каждого варианта выделить плюсы и минусы. Это поможет выбрать оптимальную схему меблировки комнаты с максимальной эргономичностью и комфортом.

В маленькой спальне

Рассматривая, как правильно расставить мебель в маленькой спальне, в качестве самого важного момента стоит назвать безопасное и беспрепятственное перемещение вокруг кровати. Ее нужно размещать в первую очередь, а уже на оставшейся площади расставлять остальные предметы.

При расстановке мебели в маленькой спальне стоит обратить внимание на угловой или узкий шкаф. Если для него не хватает места, можно приобрести вешалку-штангу. Выиграть дополнительное место поможет расположение кровати на подиуме, внутри которого удобно хранить различные вещи. Если вы выбрали обычную кровать, лучше, если она будет низкой, поскольку так она займет меньше места.

Если из-за недостатка места совсем нет идей, как поставить мебель в маленькой спальне, стоит вспомнить про мебель-трансформер. Иногда она становится единственным решением. Это может быть диван-кровать или кровать, трансформирующаяся в шкаф. С ними расставить мебель в маленькой спальне хрущевки будет гораздо проще.

В небольшой комнате можно обойтись только кроватью и прикроватными тумбочками. Если спальня выполняет несколько функций, для зонирования полезно иметь легкую передвижную ширму.

В квадратной

Самое важное правило, которого нужно придерживаться, чтобы расставить мебель в квадратной спальне, – соблюдение симметрии. Здесь уместна классическая расстановка с кроватью изголовьем к стене, которая перпендикулярна стене с окном. Важно поставить кровать по центру стены. По бокам спальное место дополняют одинаковыми прикроватными тумбочками, над ними вешают бра. Напротив кровати размещается комод, а на него ставится телевизор. Вместо комода может быть камин. Шкаф располагают возле стены со входом.

В узкой длинной

Гармоничная расстановка мебели в узкой спальне предполагает размещение кровати поперек комнаты. Так она визуально немного расширяется. Но иногда ширины спальни не хватает для того, чтобы так поставить кровать. Минимальная ширина комнаты должна составлять «длина двуспальной кровати + 60-70 см для свободного прохода».

Иногда при расстановке мебели в прямоугольной спальне обнаруживается, что кровать не помещается. Тогда ее ставят изголовьем к короткой стене:

    если дверь располагается на длинной стене – можно поставить как у глухой стены, так и у окна; если дверь расположена на короткой стене – кровать остается разместить только изголовьем к окну.

В большой

В спальне большой площади больше вариантов и меньше ограничений в расстановке элементов меблировки. Кровать может располагаться не только изголовьем к стене. Ее можно поставить по центру, а за изголовьем разместить комод, небольшой диванчик или письменный стол. Последний может стоять и у окна, а через небольшое расстояние от него – мебельная группа из двух кресел и журнального столика.

Если нужно расставить мебель в спальне с балконом, то его пространство рекомендуют использовать для организации небольшого кабинета, гардеробной, библиотеки или просто места для отдыха. Понадобятся небольшой мягкий диванчик и передвижной столик на колесиках, и уголок для релаксации готов.

Еще расставить мебель в большой спальне можно по круговой схеме. Центром выбирается светильник на потолке, который должен быть расположен действительно посередине. Все остальные предметы мебели ставятся по кругу, причем не обязательно у стен, если это позволяет площадь. Главное, чтобы все предметы располагались от центра на одинаковом расстоянии. При такой расстановке пространство получается более гармоничным, нежели при размещении вплотную к стенам, когда в центре остается слишком много свободного места.

Симметричная расстановка или асимметрия: что лучше выбрать, что даст больше места и красоты

При выборе между симметрией и асимметрией нельзя точно сказать, что лучше. Все зависит от конфигурации комнаты. Симметричное расположение подходит для квадратных и прямоугольных комнат, немаленьких, средней и большой площади. Центром симметрии становится кровать или окно, в зависимости от которых размещают остальную мебель, причем здесь не обойтись без парных предметов, например, прикроватных тумбочек.

Читайте также:  Как спрятать вентиляцию и вытяжку на кухне

Если изучить примеры асимметричной расстановки мебели в спальне, можно заметить, что в ней делают акцент на кровати. Все остальные предметы задвигают в углы и располагают вдоль стен. При этом не обязательно покупать парную мебель. Асимметрии не нужно бояться – она подходит для любой планировки, даже квадратной. В такой спальне достаточно немного сместить кровать от центра стены, и расстановка уже получится несимметричной. Это и будет акцентом в меблировке.

Какие советы дает фэн-шуй для расстановки мебели

По фэн-шуй идеальная спальня должна иметь квадратную или прямоугольную форму. Учение придает много значения острым углам. Их не должно быть ни в одном элементе мебели. Если острые углы есть, то они не должны направляться в сторону кровати.

Расстановка мебели в спальне по фэн-шуй учитывает стороны света. Для комфортного сна и полноценного отдыха изголовье кровати лучше направлять на восток, для повышения силы и настойчивости – на юго-восток, для успехов в работе – на северо-восток, для обретения новых друзей – на северо-запад, а для усиления интуиции – на север.

Как лучше расставить мебель в спальне по фэн-шуй:

    Все предметы мебели должны идеально вписываться в границы помещения и быть продолжением его формы. Массивную мебель обязательно нужно устанавливать плотно к стенам. Кровать должна располагаться так, чтобы видеть дверной проем, но не напротив него, а также не «ногами» к двери. Изголовье и изножье кровати не должны находиться около окна. Вместо зеркала напротив кровати лучше поместить картину.

Как создать больше пространства с помощью расстановки мебели: топ-5 советов

  1. 1 Планируйте пространство. Решая вопрос с размещением мебели, обязательно необходимо измерить размеры комнаты: ширину, длину, высоту.
  2. 2 Определите фокусный центр. В любой композиции есть центр, притягивающий к себе внимание. В спальне центральным элементом может выступать кровать, окно, комод с телевизором, камин.
  3. 3 Сочетайте мебель разных размеров. Если в спальне уже есть габаритная кровать и шкаф, остальные предметы должны быть более компактными. На контрасте комната визуально будет казаться больше.
  4. 4 Используйте высоту помещения. Можно установить шкаф до потолка, сделать книжные полки. Они помогут сэкономить площадь и дадут дополнительное место хранения.
  5. 5 Не ставьте абсолютно всю мебель вдоль стен. Вопреки распространенному мнению, это наоборот не способствует визуальному расширению пространства. При таком подходе вы получите танцпол, а не уютную комнату. Исключение – совсем маленькая спальня, где лучше будет разместить всю мебель вдоль стен.

Видео: как расположить кровать в спальне по фэн-шуй

Заключение

Придерживаясь этих простых правил, вы сможете организовать идеальное место для здорового сна и отдыха. При выборе и расстановке мебели для спальни важно учесть и личные предпочтения. К примеру, вы любите почитать перед сном. Можно организовать небольшой уютный уголок с креслом и книжной полкой. Главное – все это предусмотреть заранее, чтобы затем не заниматься постоянной перестановкой.

Композиция в интерьере: основы дизайна +70 фото

Асимметрия

Грубо и очевидно нарушая симметрию, вы получите другой выразительный прием — асимметричное расположение мебели или декора. В каких целях можно его использовать:

  • снизить строгость, вычурность обстановки;
  • сместить «центр тяжести» (нарочитое нарушение симметрии притягивает взгляд, заставляет нас концентрировать внимание на определенном участке помещения);
  • функционально расставить мебель в помещениях сложной конфигурации (комнатах-«вагончиках», мансардных помещениях, комнатах с выступающими несущими колоннами и т.д.).


Residence Magazine

Правила построения композиции в интерьере

Использование композиционных законов считается незыблемым условием для достижения комфорта в жилище. Им принадлежит решающая роль в создании благоприятной атмосферы. При этом не имеет значения — идет речь об общественном помещении или жилой комнате. Знание основ этой интерьерной науки позволяет оформить даже самые сложносочиненные пространства: малогабаритные комнаты, узкие коридоры и т.д. После нескольких лет работы в сфере дизайна интерьера, профессионал овладевает искусством создания композиции. Этот опыт является залогом успешного оформления декора. Художественная база отличает работу профессионала от любительского интерьера. Процесс создания красивого декора неразрывно связан со следующими правилами архитектурной композиции:

  • В композиции определяется уже обговоренный композиционный центр. Его роль играют либо предметы мебельного гарнитура, либо декоративные аксессуары. Они первыми бросаются в глаза, когда человек переступает порог помещения. Безусловное доминирование одного элемента позволяет организовать любое пространство вокруг него. Однако для этого он должен «комплектоваться» сателлитами — дополнительными элементами. Без других атрибутов интерьера центра не существует. Гармоничная композиция создается лишь при условии грамотного расположения всех элементов художественной конструкции.
  • Уравновешенность композиции также относится к числу обязательных требований. Равномерное размещение объектов позволяет избежать пустот в интерьере. Обратная ситуация нарушает равновесие интерьера и его стилистическую устойчивость. Чрезмерная заполненность части пространства элементами приводит к дисбалансу всего дизайнерского декора.
  • Взаимосвязь отдельных элементов. В продуманной композиции не допускается ничего случайного или «лишнего». Объекты объединяются в единое целое посредством некоторых приемов:
  1. на основе тождества;
  2. по принципу незначительных отличий;
  3. на основе контраста.

Используя в интерьере повторяющиеся элементы обстановки, можно создать ритмичную композицию, которая станет весьма эффектным решением для помещений любой площади. В каких случаях это особенно актуально:

  • в комнате нет выраженных, четко отделенных функциональных зон, но хочется внести элемент упорядоченности;
  • вы — поклонник нейтральных цветов и не любите узоры, но хотите оживить обстановку, сделать ее нескучной и интересной;
  • нужно выделить одну из функциональных зон в помещении.


Instagram @berphin.interior


Stadshem

Статика

Статичный интерьер создать не так сложно, если опираться на ряд ключевых моментов.

  1. Делайте упор на выраженные вертикальные и горизонтальные линии.
  2. Выбирайте более «тяжеловесную» мебель — низкую, на невысоких крепких ножках.
  3. Вносите элементы симметрии.
  4. Ориентируйтесь на солидные природные материалы (дерево, камень, металл).

Что даст прием выраженной статики в интерьере

  • придать обстановке веса, сделать ее зрительно более солидной, дорогостоящей;
  • подчеркнуть выбранное стилистическое решение (чаще — классика, неоклассика, ретро-стили, но прием может быть уместен и в лофт-интерьерах, и в помещениях в стиле рустик, и в других);
  • создать обстановку «вне времени»;
  • превратить вынужденную плотную расстановку мебели в маленьком помещении в осознанный композиционный выбор;
  • подчеркнуть функциональное назначение помещения (рабочий кабинет, спальня).


Stadshem

Динамика

Противоположный статике прием — динамика. Пожалуй, использовать этот композиционный прием несколько сложнее, чем другие, но с нашими подсказками вы точно справитесь.

  1. Оставляйте достаточно свободного места в помещении.
  2. Делите комнату на несимметрично расположенные функциональные зоны.
  3. Вносите в оформление линии и полосы: вертикальные, диагональные (поможет выбор отделки стен, диагональная укладка напольного покрытия, соответствующий текстиль и декор).
  4. Пользуйтесь приемом асимметрии.
  5. Вносите элементы ритмичной композиции.
  6. Добавляйте в интерьер геометрию.
  7. Расставляйте контрастные цветовые акценты.

Для чего создавать динамичную композицию

  • оживить обстановку, отойти от статичности;
  • подчеркнуть функциональное назначение помещения (оформить гостиную для частого приема гостей, детскую или комнату подростка);
  • визуально расширить помещение (большинство приемов для внесения в интерьер динамики также зрительно раздвигают стены);
  • отвлечь внимание от недостатков конфигурации пространства (динамичная композиция заставляет взгляд «попрыгать», и минусы помещения становятся куда менее заметны);
  • подчеркнуть выбранную стилистику интерьера (современный, хай-тек, эклектика, фьюжн).


Instagram @jewelmarlowe

Динамичная композиция в интерьере: как ее создать и оживить пространство

Симметрия

Это равноудаленное расположение элементов относительно выбранной оси. Симметричная композиция в интерьере воспринимается нашим глазом как упорядоченная и гармоничная. Согласитесь, что экстравагантные комнаты с острыми углами, наклонными стенами и волнообразными поверхностями давят на психику — ведь человек сам изначально симметричен, а потому сам стремится к «зеркальности».

Помните, что уравновешенный интерьер не обязательно должен выглядеть как два стоящих напротив друг друга дивана: важно не забыть о уравновешенности по тону и масштабу, ведь если один из шкафов будет под потолок, а другой высотой с комод, то ни о какой симметрии говорить не приходится.

На фото: модель Буазери_06 от фабрики Santo Passaia, дизайн Bruno Luigi.

Симметрия может выражаться не только в расстановке мебели, но и в расположении архитектурных деталей — дверей, окон.

Доминантный элемент

Еще один несложный в воплощении, но довольно эффектный композиционный прием — выбор доминанты. Заставьте предмет или группу предметов заметно выделяться на фоне остальных — и вот он, ваш центр композиции.

Для чего использовать динамичную композицию

  • внести яркий акцент;
  • перетянуть внимание в нужную часть комнаты, отвлекая внимание от остального пространства (актуально, например, в спальне-гостиной или кухне-столовой);
  • повысить статус интерьера (к примеру, один-единственнный яркий и заметный дизайнерский светильник может поднять статус всего помещения);
  • придать пространству нужное настроение (акцент на камин, пусть даже био или фальш) моментально сделает комнату уютнее, а пестрый килим на полу придаст обстановке модные этнические нотки);
  • сэкономить (если основная мебель не блещет красотой и стилем, отвлеките от нее внимание ярким аксессуаром).


Instagram @scheerandco


Bjurfors

Законы равновесия

Наполнение комнаты, или ее обстановка, в свою очередь создает впечатление о целостности образа, его красоте, функциональности и визуальном комфорте. Следовательно, объекты вокруг композиционного центра могут располагаться по законам симметрии или ассимерии.

Симметрия

Равномерное распределение предметов схожего размера и формы вокруг композиционного центра называется симметричным. Особенных сложностей использование симметричной композиции не вызовет, особенно, в горизонтальной плоскости. То есть, если в гостиной возведен камин, то вокруг него должны располагаться предметы на одинаковом расстоянии, например: два торшера по бокам, два дивана перед ним, два кресла напротив, одинаковые или похожие по габаритам и форме.

В спальне, у кровати в центре, поставьте одинаковый комплект с обеих ее сторон, состоящий из прикроватного столика, лампы, зеркала, а изножье дополните мини-диваном, банкеткой, сундуком. Симметрию композиции дополнят, к примеру, пара стеллажей (комодов, кресел), установленных напротив кровати, на одинаковом расстоянии друг от друга.


Основы дизайна: композиция в интерьере


Основы дизайна: композиция в интерьере

Симметрия в вертикальной плоскости заключается в том, чтобы зрительно уравновесить верхнюю и нижнюю часть комнаты. Например, если комната высокая, а мебель массивная, можно подвесить крупную люстру, и «утяжелить» потолок лепниной, при этом, стены не должны пустовать, — украсить их стоит декором на уровне глаз, тогда вертикальная композиция будет сохранена.

Ассиметрия

Ее нельзя назвать антиподом симметричного расположения, скорее, еще одним, интересным приемом создания композиции. Ассиметрия, также, — это не дисгармония, как кажется некоторым, а сложный и неоднозначный способ оформления пространства. Тем не менее, для нее, как и для симметрии, важно равновесие визуальной нагрузки предметов в обстановке интерьера.

К примеру, когда основные предметы установлены на 2/3 площади помещения, третья его часть не должна оставаться пустой. Здесь, в противовес, можно расположить один, но броский, и достаточно крупный объект (шкаф, зеркало, стол, панно).


Основы дизайна: композиция в интерьере

Зачем нужно соблюдать оси в интерьере

Оси в интерьере очень важная вещь. Если вы хотите гармонии в помещении, хотите правильно распланировать пространство, сделать его более удобным, чтобы было приятно в нем находится, то без соблюдения осей вам не обойтись.

Игнорирование осей довольно часто встречающаяся ошибка, с которой мне приходится работать на индивидуальных консультациях. Вот одна из ситуаций, меня пригласили для консультации в частный дом на западе Московской области. Хозяева заказали проект у специализированной проектной компании. Получили готовый проект и начали стройку. Когда дом был возведен под крышу, хозяева задумались о внутреннем дизайне и решили посоветоваться с дизайнером. На объекте было много чего «интересного», но для примера возьмем «столовую». Планировка была примерно такая (нарисовано по памяти).

Читайте также:  Чем мыть паркетный пол в домашних условиях

Как мы видим, в помещении получилось две независимые оси. Одна идет из двери на кухню слева, а вторая идет из окна справа. Возникает проблема: по какой оси ставить обеденный стол и вешать люстру? Какую ось ни выбери – получится некрасиво. Конечно, можно бы было снести часть стены и перенести дверной проем, но стена несущая и на ней лежат плиты перекрытия второго этажа. Технически задача хотя и выполнимая, но сложная и дорогая.

И ведь нельзя сказать, что строительная компания не думала о гармонии и симметрии. Думала, но по-своему. Проектировщики равномерно распределили оконные проемы по всему фасаду, чтобы у дома было приятное лицо, если можно так выразится. Правда, при этом практически ни один внутренний дверной проем не совпал по оси с окном. Видимо, они думали, что это проблема дизайнера интерьера и пусть он (или она) ее и решает.

Впрочем, есть и другая вероятность: на другом объекте Заказчики просто взяли проект и сами под себя «слегка» переставили окна в разных комнатах, а одно вообще заложили за ненадобностью. То есть архитектурный проект они купили, а авторский надзор у исполнителя – нет, и с командой таджиков сделали, как посчитали нужным.

И если бы это были только отдельные случаи! В статье «Как сделать, чтобы дверной проем казался больше» я приводила в пример проект Ирины Дымовой, в котором дверь из кухни оказалась сдвинута относительно центра столовой, в которую выходила.

Эта проблема была решена при помощи фальш-шкафа, частью которого стал выход в столовую и далее в гостиную.

Этот проект прекрасный пример того, насколько важно соблюдать оси в интерьере. В особенности если это интерьер классический. Гармония классического интерьера создается именно симметрией. В данном случае мы видим центральный элемент между симметричными шкафами и люстру на одной оси. Проем между столовой и гостиной также центрирован. Судя по всему, в гостиной камин справа и зеркало над ним имеют одну ось с люстрой и окном на против. Правда, не понятно, почему рисунок ковра при этом не выровнен по люстре.

Вы можете сказать, что все это надуманная ерунда, но вспомните, что мы считаем людей красивыми, если они симметричны по вертикальной оси. А если у человека перекошен рот, искривлён позвоночник или одна нога короче другой, мы вряд ли назовем такого человека красивым и гармоничным. Абсолютно тоже самое относится и к интерьеру.

У каждого помещения есть свои определенные оси, даже если это помещение было плохо спланировано. У геометричных пространств, таких как квадрат или прямоугольник, естественным образом образуются срединные линии, а у круга есть центр. И наш глаз цепляется за эти линии, потому что наш мозг так устроен, что мы постоянно ищем порядок и соответствие. Хорошие дизайнеры интерьера и архитекторы помнят про это и стараются выстраивать пространство логично, по определенным направлениям, чтобы создать гармоничный интерьер.

Источник фото: Instagram.com

Не обязательно быть профессиональным дизайнером интерьера, чтобы выстроить правильный порядок. Обычно в кухне осью является плита и вытяжка над ней. В спальне – кровать. В гостиной – телевизор или камин. В столовой, естественно, стол.

Правда, бывают и исключения из правил. Как я писала в этой статье, люстра над обеденным столом может находится не в центре потолка, а быть центрированной по столу, над которым висит.

Если вы делаете на потолке декоративный гипсокартонный короб, то также нужно думать о симметрии и осях. Поскольку в момент отделочных работ вы можете сделать короб с одинаковыми отступами от стены со всех сторон, а потом на одной стороне повесите карниз, т.к. там будет окно. Из-за карниза со шторой часть короба будет не видна, и вы получите зрительно перекошенный короб. Будет казаться, что люстра тоже сдвинута в сторону и висит не по центру, ведь люстра обычно центрируется по коробу. Это нужно учитывать и добавлять будущую толщину карниза к отступу от стены. Или еще более страшный вариант, когда после ремонта по одной из стен встает большой шкаф, а вы забыли прибавить его толщину к толщине короба. У вас тоже оказывается висящая не по оси люстра.

Хаос и отсутствие осей в интерьере, конечно, допустимо, но только если это делается намеренно с определенной целью. Как тут не вспомнить знаменитые интерьеры Заха Хадид.

Источник фото: archdaily.com

Но такой интерьер сделать интересным и гармоничным еще сложнее, чем интерьер с понятными осями. Тут талант нужен и большой опыт.

Все-таки нам более понятны и привычны оси.

Источник фото: elledecoration.se

И лучше будет, если вы будете их соблюдать.

Понравилась статья? – Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий

Правила составления композиции в интерьере

Отправим материал на почту

  • Главные правила
  • Симметрия
  • Путь от обратного
  • Ритм
  • Солист или доминанта
  • Статика
  • Динамика
  • Акценты
  • Коротко о главном

В правильном оформлении жилого пространства важна каждая деталь. Хороший фотограф должен знать, как выстраивать кадр. То же делает и дизайнер. Мало найти подходящие отделочные материалы, выбрать мебель и аксессуары. Нужно ещё связать все это воедино и сформировать одну красивую картинку. Для этого сначала выстраивается композиция в интерьере, создаётся один смысловой центр, а потом вокруг него обыгрывается остальное пространство. Расскажем, каким правилам подчинено подобное построение, какие приёмы нужно использовать для формирования комфортной атмосферы.

Главные правила

Представим будущий дизайн дома чистым холстом. Придумаем, каким наполнением нужно его заполнить. Понять, с чего начать, от чего оттолкнуться, можно, если взять за основу принцип создания художественного произведения. В руках творческих людей есть разные инструменты, которыми они охотно пользуются. Их можно брать за основу и работать над собственным интерьером.

Симметрия

Выстраивается такая композиция интерьера вокруг одной выбранной оси. Она центр, по обеим сторонам которого располагаются одинаковые парные предметы. Такое решение воспринимается нашим глазом как упорядоченная гармония. Ведь тело человека тоже симметрично. У нас два глаза, два уха, две руки, две ноги. Это спокойное равновесие. Когда оно нарушается, возникают негативные эмоции. Вот почему комнаты с острыми углами, непривычно наклонными стенами, с поверхностями, бегущими волнообразно, сильно давят на психику и вызывают утомление.

Симметрия помогает привести все в порядок. Она может использоваться при расстановке мебели, в расположении архитектурных деталей. В комнате, в которой есть два окна на одной стене или две двери, равноудалённые друг от друга, находиться гораздо комфортнее. Когда геометрия пространства неправильная, дизайнеры исправляют её, возводя колонны, выстраивая ниши. Это самый простой и лёгкий способ создать приятную для проживания атмосферу. Поэтому его любят использовать в своей работе начинающие профессионалы.

Путь от обратного

Ассиметричная композиция в дизайне интерьера раскрывается при помощи масштабов. Здесь нельзя действовать в лоб: жилое пространство – не поле для экспериментов. Практика показывает, что обстановка, выстроенная по противоположному принципу, вызывает у человека беспокойство. И оно спускается на подсознательный уровень, что очень сильно мешает в обычной жизни.

Есть приёмы, позволяющие минимизировать подобное воздействие. Один из их – противопоставление большого и крупного, маленькому и компактному. Можно ставить рядом с габаритной мебелью лёгкие, невесомые предметы. Можно сочетать тёмные поверхности со светлой отделкой, яркие краски с приглушенными тонами.

Если мебель расставляется в комнате асимметрично, важно выделить центр композиции. В гостиной это камин, в спальне кровать, в небольшой прихожей группа светильников. С одной стороны от центра, в этом случае, размещается большой предмет, а с другой мелкий.

Асимметричные композиции чаще всего обуславливаются архитектурными особенностями пространства. Они становятся уместными в помещениях со скруглёнными стенами, в комнатах, где есть непропорциональные выступы.

Он ещё одна важная составляющая композиции. Он формируется путём использования в интерьере многократного повторения одних и тех же элементов. Карнизы под фризами, под карнизами – пояса и подвесы занавесок. Горизонтальная отсечка повторяется трижды.

Многократное повторение можно воспроизводить при помощи вертикальных линий. Они формируются колоннами и арками. Опытные дизайнеры любят задавать ритм при помощи мебели. Некоторые создают акценты, разбивая его. Поставьте вокруг круглого стола пять одинаковых стульев и один другой, цветной, более яркий. Он сразу станет бросаться в глаза и вызывать нужные эмоции.

Солист или доминанта

Правильно составленная композиция в дизайне интерьера обязательно имеет только один визуальный центр. Он сразу притягивает к себе взгляд. Человек начинает рассматривать именно его и не видит других более мелких деталей. Солистом может быть предмет или цвет. И в первом, и во втором случае он подчиняет себе все остальное. Иначе общее впечатление от созданного образа просто развалится.

Если в качестве доминанты выбирается цвет, он должен обязательно поддерживаться аксессуарами или текстилем. Тогда формируется равновесие. Не обязательно, чтобы солист был в центре комнаты. Он может находиться где угодно, но все остальное оформление помещения должно отталкиваться именно от него.

Статика

Перечисляя основы композиции в интерьере, нельзя не упомянуть именно о ней. Статика делает обстановку стабильной и уравновешенной. Создать её можно, используя преобладание одних линий: горизонтальных или вертикальных, отказываясь от криволинейных плоскостей.

В первом случае в комнате появляются низкие шкафы с элегантными вазами, глубокие диваны с красивыми накидками, другие предметы, имеющие приземистый внешний вид и хорошую устойчивость. Статичные интерьеры – классика. Они больше подходят тем, кто любит основательность и постоянство в образе жизни.

Динамика

Это движение. Создать его можно, применяя асимметричную расстановку мебели или большое количество элементов с чёткими геометрическими линиями. Преобладание вертикалей создаёт впечатление лёгкости, зрительно приподнимает потолок. Динамику в интерьер привносит и диагональная раскладка паркета или плитки, паркет в виде ёлочки.

Такие элементы чаще всего используются при реализации современных стилей. Нарушение законов композиции дало толчок их возникновению. Такое возможным стало лишь в XX веке при появлении новых строительных технологий.

Если используются перечисленные правила, очень комфортно чувствует себя человек в интерьере – композиция помогает исключить возникновение визуального дисбаланса, пустот, способных нарушить правильную взаимосвязь элементов дизайна.

Акценты

Любое оформление не будет казаться завершённым без маленьких штрихов. Они должны подчёркивать фактуру основных предметов, наполнять жилое пространство объёмом. Больше всего для этого подходят зеркала, сочетания контрастных фактур, небольшие цветные вкрапления, созданные на отвесной плоскости. Главное, избегать перебора, тогда все получится.

Видео описание

В видео рассказывается о том, как создаётся композиция в интерьере:

Коротко о главном

Композиция – основа дизайна интерьера. Без знания основ её построения нельзя создать гармоничное жилое пространство. Владение ими – хорошее подспорье для реализации любого дизайнерского направления.

Существует несколько принципов формирования композиционного центра. Проще всего использовать симметрию, сложнее делать асимметричные интерьеры. И в первом, и во втором случае, обязательно присутствует солист или доминанта, есть ритм, статика, динамика. Эти составляющие и есть база любой композиции.

Ссылка на основную публикацию