Оцинкованная кровельная сталь: ГОСТ, ремонт и устройство кровли

Строительство домов

Сегодня существует большое количество самых разных строительных материалов для кровли, но, безусловно, самым распространенным уже долгие годы остается металл. Этот факт легко объясняется долговечностью, надежностью, прочностью металлических кровельных покрытий, наряду с их привлекательным внешним видом. В статье будет подробно рассказано об устройстве кровли из оцинкованной стали, а также о способах ее ремонта и примерной стоимости.

Содержание:

Выполняются металлические кровли, как правило, из стали, меди и алюминия. Но ввиду высокой стоимости последних двух, бесспорным лидером можно назвать кровельное покрытие из оцинкованной стали, которое бывает в виде профнастила, листового или рулонного материала.

Кроме покрытия самих крыш, кровельная сталь применяется для устройства карнизных свесов, желобов, водосточной системы, разжелобков и других элементов.

Кровельная сталь: виды, характеристики, ГОСТ

Кроме того, что этот материал имеет относительно низкую стоимость, он легкий, за счет чего его весьма удобно применять для устройства крыши даже сложной геометрической формы. Кстати, то, что кровельная сталь должна иметь такой небольшой вес, отмечено ГОСТом, в котором также имеется требование о необходимости покрытия материала с обеих сторон слоем цинка. Цинк в данном случае служит защитой стали от коррозии, ведь непокрытая сталь сама по себе имеет небольшой срок службы.

По этой причине неоцинкованный металл сегодня практически не применяется в качестве кровельного материала.

Чтобы получить материал, соответствующий всем требованиям ГОСТ (ГОСТ 8075-56), холоднокатаную рулонную сталь очищают, после чего отжигают и помещают в цинковый расплав, получая в результате горячеоцинкованный холоднокатный кровельный металл.

Как правило, листы для кровли выпускаются шириной 50-75 см, длиной 2 м, толщиной 0.45-0.5 мм.

Что касается профнастила, то он представляет собой профилированные листы, также изготовленные из оцинкованной стали. Он используется не только при кровельных работах, но и в качестве отделочного материала (для облицовки стен) или при строительстве заборов. Его листы имеют максимальную длину в 12м, толщину 0.4-1.2 мм. Главным критерием качества является соответствие требованиям ГОСТ 24045-94. Основное его достоинство заключается в том, что он имеет широкий выбор по цветовой гамме.

Классификация кровельной стали

Кровельная сталь бывает углеродистой и легированной. Углеродистую получают сплавлением железа и углерода. Легированные имеют в своем составе один или даже несколько специальных элементов, обеспечивающих стали улучшенные физико-механические свойства. Причем в зависимости от входящих в состав добавок они бывают низколегированными, среднелегированными и высоколегированными.

Чаще всего для кровли используется углеродистая сталь и низколегированная сталь (которая имеет в своем составе не более 2.5 % специальных легирующих веществ), а среднелегированная и высоколегированная используется для этого достаточно редко, поскольку предназначены для конструкций, которые требуют повышенной коррозийной стойкости.

В зависимости от назначения кровельной стали (в каких условиях будет находиться кровля), ее принято делить на:

  • Обыкновенную;
  • Качественную;
  • Высококачественную;
  • Особовысококачественную.

Различие между ними заключается в содержании вредных примесей, таких как фосфор, сера, неметаллические частицы, наличие которых ухудшает характеристики материала.

Кроме того, кровельная сталь, в зависимости от толщины листа, различается на:

  • Тонколистовую (толщина до 0.39 мм);
  • Толстолистовую (толщина больше 0.40 мм).

Но стоит отметить, что по требованиям ГОСТ, она должна быть не тоньше 0.45 мм, именно поэтому значительно чаще используется толстолистовая сталь.

Устройство кровли из листовой стали

  • стропильная нога;
  • кобылка под свес;
  • мауэрлат под стропила;
  • пробка под мауэрлат;
  • проволочная скрутка под мауэрлат;
  • костыль под скрутку;
  • обшивка стропил;
  • кровля из стального листа.

Преимущества и недостатки кровельной оцинкованной стали

Оцинкованная сталь не оказывает пагубного влияния на здоровье людей и окружающую среду. Кроме того, благодаря высоким отражающим свойствам цинка, материал предотвращает перегрев крыши в летнюю солнечную погоду. Также за счет цинка срок эксплуатации кровли составляет 20-30 лет и больше.

Легированная сталь включает в свой состав полимер пластизол, который делает покрытие к тому же пластичным и с повышенной механической прочностью.

Есть у кровельной оцинкованной стали и свои недостатки, одним из которых является низкая шумоизоляция – внутри дома может быть слышен шум дождя и града.

Когда цинковое покрытие не очень качественное, на поверхности крыши могут появиться матовые разводы серого цвета, которые говорят о начале коррозии металла, а это признак того, что кровле может понадобиться ремонт.

Ремонт отдельных поврежденных листов

Если необходимо избавиться от незначительных следов коррозии, то появившиеся пятна ржавчины следует удалить мягкой стальной щеткой. После чего поверхность очищается от пыли, грязи, старой краски, моется, обезжиривается, просушивается и закрашивается масляной краской. Стоит учитывать, что для этой цели подойдет не любой красящий состав, к примеру, алкидная краска при взаимодействии с цинком потеряет свои сцепляющие свойства из-за реакции окисления, и срок службы такого покрытия сократится до одного года, а то и меньше. Требуется использовать специальную краску, обладающую большой эластичностью и хорошей адгезией. Лучше всего для этого подойдет акриловая грунт-эмаль, имеющая длительный срок службы. Единственное, стоимость такой краски выше стоимости обычных масляных красок.

Но в любом случае такая мера обойдется дешевле замены кровли, да и выглядит окрашенная крыша наряднее, чем просто оцинкованная. Наносится краска валиком, кистью или пульверизатором.

Если необходимо устранить появившиеся трещины между листами, то их можно запаять. Сначала места соединений прочищаются от ржавчины наждачной бумагой, а затем соединяемые листы плотно подгоняются друг к другу. Следующий шаг – обработка поверхности хлористым цинком. Чтобы спаять поверхности потребуется паяльник, который предварительно натирается нашатырем и нагревается. После этого наносится припой на концы листов. Когда как все остынет, лишний припой удаляется.

Хлористый цинк в этом случае не стоит готовить самостоятельно, поскольку неправильное смешивание компонентов может привести к взрыву. Такую работу нужно оставить профессионалам, которые выполнят все по ГОСТу.

Но пайка на крыше является весьма непростой процедурой, поэтому на сегодняшний день ее все чаще заменяют проклейкой различными современными герметиками и клеями. Использовать можно эпоксидные автомобильные замазки и шпатлевки. Есть и герметики в тубах, предназначенные именно для ремонта кровли. Удобно в этом случае то, что при покупке такого герметика, в строительном магазине должны рассказать подробно о способе его применения.

Для ремонта отдельных прохудившихся листов можно использовать заплаты, в качестве которых используется мешковина, либо другая плотная ткань.

Мешковину нарезают на квадраты или прямоугольники нужного размера, после чего кладут на 1-2 часа в густо разведенную краску, чтобы материал пропитался. Затем, подготовленную заплату укладывают на поврежденное место и тщательно приглаживают. Особое внимание нужно уделить краям. Когда заплата хорошо просохнет, по возможности следует окрасить всю поверхность кровли, включая заплаты. Для лучшего эффекта окраску нужно произвести в 2-3 тонких слоя.

Также для ремонта отдельных мест можно использовать листы, по размеру немного превышающие площадь изношенной площади, так сказать, с припуском. Этот припуск нужен для соединения. Поврежденное место необходимо раскрыть и уложить на него лист заплаты. Для соединения заплаты со старым листом используются стоячие и лежачие фальцеты, на особенно пологих скатах лучше всего выполнять соединение посредством пайки швов.

Прежде чем устанавливать заплату, ее необходимо проолифить, а по окончании ее установки – закрасить атмосферостойким красочным составом. Также этим красочным составом нужно закрасить места всех соединений, чтобы обеспечить защиту от коррозии.

В качестве заплат используется и рулонная оцинкованная сталь. В этом случае после того, как поверхность крыши очищена от ржавчины и мусора, рулонный материал настилается вдоль и поперек фальцетов кровли. Закрепляются такие заплаты, как правило, нанесением горячего битума. Металлические заплаты можно крепить и теми же герметиками и клеями.

Такие виды ремонта рационально производить, если повреждения занимают меньше 40 % площади, в противном случае будет целесообразнее поменять все покрытие. Поскольку при таких обширных повреждениях ремонт заплатами потребует намного больше трудозатрат и времени, чем устройство новой кровли из оцинкованной стали.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт будет включать в себя следующие обязательные операции:

  • полное снятие старого покрытия;
  • полная замена или ремонт несущих конструкций;
  • антисептическая и огнезащитная пропитка несущих конструкций;
  • устройство пароизоляции;
  • монтаж новой кровли;
  • ее окраска;
  • устройство водостока;
  • устройство ограждений по всему периметру крыши.

Монтаж новой кровли из оцинкованной стали можно выполнить двумя способами – фальцевым (листовым и рулонным) и с помощью профнастила. Фальцевый способ заключается в традиционной технологии, когда отдельные листы соединяются стыковым швом, который называется фальцем. Он бывает лежачим (идет по длине ската), и стоячим (идет по высоте ската).

По желанию этот шов может выполняться двойным, для усиления прочности соединения. В таком случае стальные листы крепятся к обрешетке не на гвозди, а с помощью кляммеров (полосок кровельной стали), причем один конец кляммера должен быть прикрепленный гвоздями к обрешетке, а другой – загнутый за фальц.

Чтобы не пришлось делать ремонт повторно, во время монтажа следует избегать механических повреждений стальных листов. Для этого лучше пользоваться во время работы специальными кровельными саморезами, имеющими под шляпкой эластичную прокладку, выполненную из силикона.

Более современной является фальцевая рулонная технология. Заключается она в устройстве кровли не из листов, а из рулонного материала. Такой способ предполагает значительно меньшее количество поперечных швов, а в некоторых случаях они отсутствуют совсем. Для российского климата подобная технология наиболее подходящая.

Во время капитального ремонта не стоит пренебрегать качеством обрешетки, поскольку от ее состояния в значительной степени зависит долговечность фальцевой кровли, ведь если листы будут прогибаться, то это ослабит плотность стыков, как результат – протечки и разрушение покрытия.

Для монтажа профнастила возникает необходимость в дополнительных элементах (коньков, ендов и т.д.), поскольку во время устройства может появиться небольшой дефект данного материала, а дополнительные элементы помогут это скрыть. Чаще всего монтаж такого вида кровли из оцинкованной стали производится профессионалами.

Советы по уходу за оцинкованной стальной кровлей

Чтобы отдалить необходимость ремонта важно не только выбрать качественный материал и качественно его установить, но и правильно эксплуатировать, соблюдая ряд требований по уходу.

Во-первых, сразу после установки кровельную оцинкованную сталь следует покрасить, это продлит срок ее службы. Для продления срока службы также можно покрыть ее антикоррозийной грунтовкой, которая будет служить защитой от естественного разрушения.

Кроме того, требуется периодически убирать с поверхности кровли осевшую пыли и грязь. Делать это лучше всего мягким веником.

Примерно через 10 лет после устройства новой крыши, ее поверхность нужно снова полностью окрасить, а в последующем эту операцию придется повторять через 2-3 года.

Очевидно, что устранить незначительные дефекты проще, чем большие. Поэтому кровлю следует периодически внимательно просматривать, с целью выявления повреждений и их устранения, дабы они не привели к обширным дефектам.

Стоимость кровли из оцинкованной стали

Чтобы рассчитать окончательную стоимость готовой кровли, вначале надо посчитать общую площадь крыши, длину конька, общую длину ендов, фронтонов и карнизов.

Полученные размеры умножаются на цену кровельного материала с доставкой. Также во внимание следует принять стоимость сопутствующих материалов, таких как пароизоляционная пленка, крепежи, утеплитель, пиломатериалы и т.д. Если работы будут выполняться не самостоятельно, то добавляется еще сумма на оплату монтажных работ.

Ниже показана примерная стоимость материалов, и работа на кровлю из оцинкованной стали.

Оцинкованная крыша: достоинства, недостатки и технология монтажа

Раньше, лет так 60 назад, оцинкованная крыша, считалась самой надежной, бюджетной и простой. Особенно, если речь шла о фальцевой оцинкованной крыше. Санкт-Петербург не зря славится своими крышами, по ним даже устраиваются экскурсии. В Санкт-Петербурге, фальцевая оцинкованная кровля — это самый популярный вариант, который вы встретите, особенно в исторической части города.

Содержание

Немного истории

Почему, именно, фальцевая кровля оцинкованная, это самый распространенный вариант, который можно встретить на старых зданиях?

Да потому что, если обратиться к истории эволюции кровельных металлических материалов — длинные нарезанные оцинкованные листы — это был самый первый и по сути, единственный вариант, который был в распоряжении кровельщиков. Скрепляли эти листы фальцевым замком, для герметичности и надежности.

Но, та оцинковка, которая была в советское время, и современная — даже в сравнении не стоят по надежности. Можно предположить, что причина кроется в качестве и количестве цинкования стального листа.

Ранее, оцинковка производилась строго по ГОСТам того времени. Возможно, требования были выше и соблюдались они строже, чем сейчас.

Поэтому, оцинкованная крыша 60-летней давности может служить до сих пор и нуждаться в незначительном ремонте. А вот о нынешней оцинковке уже такой речи нет.

Почему так, как обстоят сейчас дела, как должна и может выглядеть современная кровля, покрытая оцинкованным железом, вот с этим и разберёмся подробнее.

Толщина стали

Эта характеристика показывает нам, насколько высокой жесткостью будет обладать изделие.

На кровельный материал оказываются механические воздействия в виде:

  • снеговой нагрузки,
  • нагрузки веса тела человека во время монтажа, обслуживания кровли и т.д.
  • нагрузки во время града или сильного дождя.

В зависимости от завода производителя, толщина оцинкованного листа для кровли может быть следующая:

  • ОТ (особотонкая сталь, менее 0,3 мм.)
  • СТ (металл Стандартного назначения, около 0,35 мм.)
  • 0,4 мм.
  • 0,5 мм.
  • 0,55 мм.
  • 0,6 мм.
  • 0,65 мм.
  • 0,7 мм.
  • 0,75 мм.
  • 0,8 мм.
  • 0,9 мм.
  • 1,0 мм.

Цинкование

От плотности цинкования и его качества, зависит, насколько хорошо и как долго металл сможет сопротивляться коррозии.

Что такое цинкование металла и зачем оно нужно?

Стальной лист, ничем не защищенный, очень быстро окисляется, ржавеет и впоследствии разрушается. Чтоб этот процесс максимально замедлить, стальной лист обязательно покрывается защитным покрытием. В случае с оцинковкой, защитное покрытие — сплав цинка. Этот слой препятствует проникновению кислорода к стали, тем самым защищает сталь от коррозии.

Как это делают?

Если не углубляться в подробности и этапность, то стальной лист опускают в ванну с расплавленным цинком на несколько минут. Этот способ называется холодным цинкованием.

От количества таких “процедур” и их продолжительности по времени, зависит какое будет содержание цинка в защитном слое, его плотность. В общем, чем дольше пролежит металл в “ванной”, и чем больше раз его туда положат, тем больше цинка будет содержаться в защитном слое.

Есть еще вариант цинкования, когда через ванну с раствором пропускают ток. В этом случае цинк “прилипает” к поверхности стали. Этот вариант называют гальвоническим.

Вывод

Чем выше содержание цинка в защитном слое, тем более устойчив металл к коррозии.

Конкретика по оцинкованному железу:

  • если стальная основа толщиной от 0,35 до 0,55 мм., приблизительное содержание цинка в защитном слое составляет от 80 до 140 грамм на 1 м 2 .
  • если стальная основа толщиной от 0,7 до 1,0 мм, приблизительное содержание цинка в защитном слое составляет от 100 до 140 грамм на 1 м 2 .

Насколько это большой или маленький показатель? Конечно же, это самый минимальный показатель содержания цинка в защитном слое.
Для сравнения, кровельный материал в самом обычном лакакокрасочном покрытии Полиэстр, с толщиной стальной основы 0,5 мм, имеет содержание цинка в защитном слое около 180 грамм на 1 м 2 . Но, в этом случае, стальная основа помимо защитного слоя, дополнительно защищена верхним лакокрасочным покрытием.

Форма

Оцинкованные кровельные материалы выпускаются в трёх вариантах:

Штрипс
Габаритные размеры: оцинкованный плоский лист нарезается по нужной ширине и длине. Чаще всего штрипс бывает шириной 625 мм., а длина — по заказу.
Общая ширина бухты — 1250 мм., поэтому ширина штрипса фиксирована.
Описание: Штрипс, это своеобразная “заготовка” для фальцевой оцинкованной кровли. То есть, из целой бухты оцинкованного металла нарезаются полоски нужной ширины и длины. Сматываются в рулоны и в таком виде транспортируется на объект. На месте, монтажники, при помощи специальных гибочных станков делают картины нужных размеров и габаритов, и монтируют на кровлю, также с применением специализированного инструмента.
Цена: в зависимость от толщины металла и производителя, стоимость штрипса может варьироваться от 180 до 1000 рублей за 1 м 2 .
Фальцевые картины
Габаритные размеры: каждый завод-производитель выпускает свои картины, по размеру и конфигурации.

Толщина металла: фальцевые картины изготавливаются в толщине от 0,45 мм. до 0,7 мм.
Самый распространенный — двойной стоячий фальц.

Ширина картины общая/полезная: 625/550 мм.

Мы рассмотрели основные характеристики и разновидности оцинкованных кровельных материалов. Так почему же покрытие кровли из оцинкованной стали так любят и часто выбирают? Предметно посмотрим на достоинства и недостатки кровли из оцинкованного металла.

Достоинства

Стоимость. Принято считать, что кровля из оцинкованной стали, стоит дешевле всех остальных. Вопрос спорный, потому что стоимость квадратного метра зависит от толщины стальной основы. Но, в данном разделе этот факт мы всё-таки отнесём к достоинствам.
Прочность. При большой толщине оцинкованного листа, такая кровля и правда обладает высокой прочностью на изгиб и устойчивостью к механическим ударам. Дополнительную жесткость придают изгибы волны в профнастиле.
Вес. Как и любая металлическая, кровля из оцинкованной стали и правда считается лёгкой. При средней толщине металла в 0,5 мм. вес кровли составит около 5 кг. на 1 м 2 .
Окрашивание. Оцинкованную кровлю можно и нужно окрашивать минимум 1 раз в 5 лет. Окрашивание, в первую очередь, защищает от воздействия атмосферных явлений, а во-вторых, позволяет придать кровле более аккуратный и обновленный вид.

Недостатки

Чистка. Оцинкованная кровля нуждается в обязательной регулярной чистке. Опавшая листва, грязь, пыль, последствия от птиц — ведут к застою влаги и ускоренному ржавлению материала. Чистка кровли это не всегда приятный и безопасный процесс.
Коррозия. К сожалению, просто защитный слой, в виде цинкования, сам по себе очень неустойчив к воздействию атмосферных явлений. Так, дождь, снег очень быстро вымывают цинк с поверхности металла. Чем быстрее вымывается цинковый защитный слой, тем быстрее начинает коррозировать металл. Появляются сначала желтые пятна, металл окисляется, затем запускается процесс коррозии металла.
Шумность. Любая металлическая кровля, является самым “шумным” вариантом кровельного материала. Даже если кровля утепляется, и уровень шума становится ниже, всё равно, такую крышу нельзя назвать комфортной по шумности. Если мансарда жилая, то это, тем более, отдельный разговор.
Недолговечность. Как мы говорили выше — защитный цинковый слой без дополнительной защиты быстро вымывается, а это напрямую отражается на долговечности материала. Оцинкованная кровля прослужит в среднем около 30 лет. В тоже время, металл с верхним лакокрасочным покрытием, имеет гарантии до 50 лет на сохранность внешнего вида.

Монтаж

Рассмотрим монтаж оцинкованной кровли, в двух вариантах: фальцевая кровля и профнастил.

Прежде чем перейдем к монтажу, оговоримся об основных правилах работы с любой металлической кровлей.

  1. Перемещение листов допускается только по 1 штуке, исключая скольжения листов друг по другу. Иначе листы царапаются и в этом месте металл будет незащищен и подвержен коррозии.
  2. Ходить на крыше по металлу можно только в обуви с мягкой подошвой.
  3. Наступать на выступающие части (верх волны или замковое соединение) — НЕЛЬЗЯ.
  4. Желательно во время ходьбы по металлу, ногу ставить только на те места, где железо прикреплено к обрешётке.
  5. ЗАПРЕЩЕНО резать болгаркой оцинкованное железо на крышу.

Монтаж фальцевой кровли

Начнем с фальцевой кровли. Мы не будем рассматривать тот вариант, когда привезли штрипс и кровельщики сами изготавливают картины и проводят монтаж. Это отдельная история и сугубо индивидуальная.

На рынке представлен, как классический вариант фальцевых картин — одинарный и двойной стоячий фальц, так и более удобный вариант в виде кликфальц — то есть картины “защелкиваются” друг с другом и не требуют применения дополнительных инструментов.

В любом случае, фальцевая кровля, это самый герметичный вид кровли из металлических кровель. За счёт того, что замковое соединение картин находится внутри, обеспечивается герметичность соединений.

Ключевые моменты:

  1. Монтаж. Монтаж фальцевой кровли производится в направлении слева — направо.
  2. Шаг обрешётки. Зависит от угла наклона кровли. С углом наклона кровли от 16 до 25 градусов — применяется обрешётка сплошная. Между досками не должно быть перепадов в плоскости.
  3. Кляммера. При монтаже картин двойного стоячего фальца потребуется 6 кляммеров на 1 м 2 . Если длина ската до 4 метров, то применяются неподвижные кляммеры. С длиной ската 4 метра и более, используются подвижные и неподвижные, в соотношении 70/30 % соответственно.
  4. Саморезы. Расчет саморезов для крепления кляммеров и доборных элементов, производится в соответствии со специальным алгоритмом, который обычно указывается в инструкции по монтажу производителем.
  5. Фальцевые соединения.
    По внешнему виду бывают: лежачие и стоячие.
    По уплотнению: одинарные и двойные.
Инструмент
Описание. Помимо перечисленных выше инструментов, могут еще потребоваться: струбцины для подъема картин на кровлю, подрезные ножницы правые и левые.
Карнизный свес
Описание.
Монтаж картин
Описание.

Монтаж профнастила

Монтаж оцинкованной кровли из профлиста — проще, быстрее и не требует специализированного инструмента. Но, в герметичности и надежности, фальцевой кровле уступает в разы.

Ключевые моменты:

  • Шаг обрешётки. Так как профлист не имеет такого понятия, как “шаг волны”, то и рекомендуемый шаг обрешётки под профлист составляет 500 мм.
    Сплошная обрешётка устанавливается в месте крепления кровельных ограждений и в ендовах.
    Если расстояние между стропилами превышает 1 метр, шаг обрешетки делают меньше, или используют более толстую доску для обрешётки.
  • Саморезы. В зависимости от материала обрешётки, саморезы используются по дереву или по металлу.
    Расчет саморезов — 7 штук на 1 м 2 . Кровельные саморезы обычно берут с прессшайбой, длиной 35 мм., для крепления доборных элементов (особенно конёк, ендова и т.д.) используют саморезы длиной 50-70 мм.
Инструмент
Описание. Инструмент требуется универсальный и простой, которым пользуются при монтаже металлочерепицы или профнастила.
Карнизный свес
Описание. Производя монтаж оцинкованной крыши из профлиста, оформление карнизного свеса, такое же, как у любой металлической кровли.
Монтаж профнастила
Описание.
  1. Крепление профлиста производится в нижнюю часть волны. Места продольного перехлеста листов — в верхнюю часть волны.
    Если угол уклона ската меньше 12 градусов, то места перехлеста листов, требуется дополнительно уплотнить или герметизировать. Для герметизации обычно используют — герметик кровельный или бутил-каучуковую ленту.
    Саморезы закручиваются так, что уплотнительная резинка на саморезе была слегка прижата.
  2. Саморезы вкручиваются строго перпендикулярно обрешётке.
  3. Укладку листов производят с торца ската.
  4. Продольных нахлест листов, в зависимости от вида профлиста — 1 или 1,5 волны.
  5. Если требуется поперечная стыковка листов, должны соблюдаться ряд правил.
  • Стыковка листов в поперечном направлении должна приходиться обязательно на обрешётку.
  • Величина нахлеста листов в поперечном направлении от 200 мм.
  • Перехлест листов в поперечном направлении фиксируется саморезами в каждую нижнюю волну на стыке.

6. Все доборные элементы (кроме карнизной планки) монтируются после монтажа листов.

Резюмируем

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать следующее.

Кровля из оцинкованной стали это быстрый, удобный и сравнительно бюджетный вариант. Если говорить о фальцевой кровле, то еще и надежный, в плане герметичности.

Но, сугубо наш взгляд, лучше всё-таки выбирать материалы с защитным лакокрасочным верхним покрытием. Такая кровля всё-таки дольше будет выглядеть презентабельно, и по техническим характеристикам выигрывает больше.

Возможно, в некоторых случаях, не стоит переплачивать за толщину оцинкованного листа, а стоит выбрать в толщине 0,5 мм., зато с надежным верхним лакокрасочным покрытием.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта составлена на устройство и ремонт металлической кровли.

1.2. Технологическая карта составлена в соответствии с «Руководством по разработке технологических карт в строительстве».

1.3. В качестве аналога принят четырехэтажный шестнадцатиквартирный дом с размерами в плане 33,6×13,2 по осям (рис. 1, 2).

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Устройство металлической кровли

2.1.1. До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства».

2.1.2. Закончены все монтажные и сопутствующие работы, оформлены акты на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.1.3. Подготовительные работы включают:

проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

проверку правильности устройства обрешетки;

сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

2.1.4. Кровли из оцинкованной или черной кровельной стали предусматривают для крыш зданий с уклоном от 30 до 60 % (16°-30°).

2.1.5. Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная.

2.1.6. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420×710 мм, 2000×1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг.

2.1.7. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий.

Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы.

2.1.8. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

2.1.9. Кроме листовой стали, при кровельных работах применяются:

кровельные гвозди толщиной 3,5-4 мм, длиной 40-50 мм с крупной шляпкой для прибивки листов стали к обрешетке на карнизных свесах и крепления кляммер;

строительные гвозди толщиной от 2,5 до 4 мм, длиной 50-100 мм для прибивки костылей и крючьев;

кляммеры (изготавливаются из обрезков кровельной стали) для крепления кровельных листов к обрешетке;

крючья (выполняются из полосовой стали толщиной 5-6 мм, шириной 16-25 мм и длиной 420 мм) для крепления настенных желобов;

костыли (выполняются из полосовой стали толщиной 5-6 мм, шириной 25-36 мм, длиной 450 мм) для поддержания карнизных свесов);

ухваты для крепления водосточных труб к стенам здания;

хомуты на болтах для крепления водосточных труб, воронок и отлива.

2.1.10. Любые крыши состоят из двух основных частей – несущей и ограждающей (собственно кровли). При деревянной несущей конструкции под кровлю из листов стали и расстоянии между стропилами 1,2-2 м обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200×50 мм и брусков с сечением 50×50 мм.

2.1.11. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

2.1.12. Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм.

2.1.13. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине.

Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

2.1.14. Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка.

2.1.15. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

2.1.16. Из общего объема работ по устройству металлических кровель примерно 50 % составляют монтажные работы, выполняемые непосредственно на кровле, т.е. в наиболее трудных условиях.

2.1.17. Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

покрытие карнизных свесов;

укладку настенных желобов;

устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис. 3.

Заготовленные заранее кровельные картины поднимают на крышу при помощи автомобильного крана КС-35714К в специальных контейнерах. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов (рис. 4).

2.1.18. Покрытие карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) от края обрешетки на 130-170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

2.1.19. Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленных листов, называемых картинами.

Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия (рис. 5).

Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами (рис. 6). Она может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной – стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие – поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными.

Как правило, соединение листов для покрытия скатов кровли производится одинарными фальцами и лишь при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) – двойными.

Покрытие скатов кровли одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали.

В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин.

Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотком с помощью бруса-отворотки (рис. 7).

В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная машина (рис. 7) и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.

2.1.20. Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал выступающую часть костыля. Незагнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают настенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами (рис. 8).

2.1.21. По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку настенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке (рис. 9).

2.1.22. По окончании работ по укладке настенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) – от края их коньков.

Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу (рис. 10). Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня).

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца (рис. 10).

Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

2.1.23. Вдоль собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры (рис. 11) на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку.

2.1.24. Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм.

2.1.25. Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца.

2.1.26. Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу (рис. 12). Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

2.1.27. После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий в коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к настенному желобу – параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом – лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды).

2.1.28. Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

2.1.29. В целях лучшего отвода воды из-за трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью (рис. 13). Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

2.1.30. Как вариант обрамление труб может осуществляться воротником, который изготовляется по шаблону в виде П-образных половин (рис. 13), которые соединяют двойным фальцем внахлестку по стоку воды на крыше.

Примыкание кровли к дымовой трубе устраивают путем заделки кромки покрытия в выдру.

2.2. Ремонт металлических кровель

2.2.1. Ремонт старых кровель из листовой стали в зависимости от степени и характера их износа подразделяется на два вида: капитальный и текущий.

К капитальному ремонту относится полная (или на больших участках крыши) смена кровельного покрытия, а также водосточных труб и линейных покрытий на фасадах здания.

Текущий ремонт включает частичную смену кровельного покрытия (небольшие участки или отдельные листы), постановку заплат, заделку свищей, смену негодных частей водосточных труб.

2.2.2. При капитальном ремонте листовых кровель, предусматривающем сплошную или значительную смену кровельного покрытия, работы по заготовке или укладке кровельных картин выполняются теми же способами и приемами, что при устройстве новой кровли. В этом случае добавляется лишь операция по предварительному снятию старого кровельного покрытия, пришедшего в негодность. При разборке кровли сначала разгибают или срезают гребневые фальцы, затем разъединяют лежачие.

2.2.3. Снятую с крыши кровельную сталь тщательно сортируют. Годные для повторного использования листы обрезают ножницами, выправляют и очищают.

2.2.4. Текущий ремонт выполняется следующим образом. Перед началом ремонта для обнаружения поврежденных мест кровлю осматривают одновременно с наружной стороны и с чердачного помещения. Осмотр чердака производится на просвет в сильный дождь или после него.

Обнаруженные места повреждений кровли очерчивают мелом и наносят на схему крыши, где указывают размеры заменяемых участков кровли.

2.2.5. Снятие (разборка) поврежденных участков кровли производится на всю ширину листа (между смежными гребневыми фальцами). При постановке новых листов или картин сначала соединяют их старым покрытием лежащими фальцами, а затем гребневыми с одновременным укреплением кляммерами. При этом линия фальцев одной полосы не должна (как и в новом покрытии) совпадать с линией лежачих фальцев соседней полосы.

2.2.6. При небольших по площади поврежденных местах кровли на них ставят заплаты из кровельной стали. Для этого поврежденную часть листа вырубают зубилом по линиям обрешетки, чтобы новый стык располагался на жестком основании. Заплаты на кровле ставят на всю ширину листа (между гребневыми фальцами). Работы производят в той же последовательности, что при смене целых листов или картин.

2.2.7. При ремонте кровли иногда требуется частичная или сплошная смена настенных желобов, карнизов или разжелобков, которые быстрее других разрушаются от ржавчины.

При смене желобов необходимо сначала убедиться в исправности покрытия карнизных свесов, в противном случае сначала надо сменить негодные части свесов, чтобы впоследствии не пришлось снимать отремонтированные желоба.

2.2.8. Ремонт карнизных свесов заключается в замене поврежденных участков новыми или в выпрямлении погнутых частей. При смене поврежденных карнизных свесов сначала необходимо разобрать желоба и снять крючья. При смене желобов и разжелобков необходимо делать надставки к рядовому покрытию, так как использование старых лежачих фальцев рядового покрытия для соединения их картинами желоба или разжелобка не допускают.

2.2.9. Мелкий ремонт кровель из листовой стали предполагает устройство заплат. Свищи и пробоины до 5 мм очищают от грязи, ржавчины и непрочной окраски стальной щеткой и заделывают густой масляной суриковой замазкой снаружи и со стороны чердака, перекрывая поврежденное место на 20-30 мм.

При повреждениях размером 5-30 мм рваные края отверстий выправляют и очищают. Пробоину конопатят паклей, пропитанной густой суриковой краской. Очищенное место с законопаченным отверстием сверху промазывают суриковой замазкой, затем на него накладывают заплату размером больше поврежденного места на 80-100 мм из тонкой стеклоткани, пропитанной густой суриковой краской. Заплату тщательно разравнивают и прижимают к металлическому листу следя за полной пропиткой стеклоткани и качеством приклеивания, особенно по периметру заплаты.

2.2.10. Потребность в машинах, механизмах, инструменте, инвентаре и приспособлениях приведена в табл. 1.

Оцинкованная кровельная сталь: ГОСТ и другие характеристики

В последнее время большой популярностью пользуется оцинкованная кровельная сталь – гост у которой — утвержденный норматив, требующий обязательного соблюдения.

  • Данный материал имеет сравнительно низкую стоимость.
  • Материал имеет небольшой вес, что очень удобно при устройстве крыши, имеющей сложную геометрическую форму. Даже гост на кровельную оцинкованную сталь содержит положение, отмечающее этот пункт. Также такую сталь можно использовать для устройства ендов, карнизных свесов, настенных желобов, разжелобков, водосточных труб для крыши и многих других элементов.

Гост кровельная сталь отмечает, что такой материал должен с обеих сторон быть покрыт слоем цинка, которой служит защитой от коррозии. Если сталь не будет покрыта цинком, то ее срок службы составит очень небольшое время, так как она подвержена коррозии.

Поэтому как кровельный материал неоцинкованную сталь в настоящее время практически не используют.

В качестве материала для кровли крыш используют горячеоцинкованную холоднокатаную сталь.

Получается она в результате сложного и непрерывного процесса. В основе этого материала лежит холоднокатаная рулонная сталь.

Сначала сталь очищают, затем отжигают и помещают в ванну с цинковым расплавом, где и получается сталь оцинкованная кровельная: гост при этом полностью соблюдается.

Вашему вниманию!Чаще всего для изготовления кровельных покрытий используют сталь, имеющую толщину в 0,5 мм.

Правда, на строительном рынке встречается и металлочерепица, которая изготавливается из стали с толщиной в 0,4 мм.

Она требует бережного обращения во время монтажа, что не удивительно, ведь металлочерепица, не кровельная оцинкованная сталь — гост которой, содержит совсем другие требования.

Совет!Что же касается скатов, фронтонных свесов, разжелобков и водосточных труб, то лучше использовать сталь с толщиной в 0,6 мм.

Существует еще один кровельный материал, который используется для кровли – Алюцинк. Он представляет собой тонкий стальной лист, который защищается не чистым цинком, а сплавом цинка и алюминия.

Качество листовой стали:

  • Существуют легированные и углеродистые стали, которые различаются химическим составом. При этом гост на кровельную сталь включает в себя требования к обоим этим видам. Углеродистые стали по назначению и качеству подразделяются на стали, имеющие обыкновенно качество, инструментальное и конструктивное.
  • Углеродистая сталь обыкновенного качества получается методом сплавления железа и углерода. Чаще всего оцинкованная кровля изготавливается из углеродистой стали Ст.3, которая применяется для устройства различных элементов зданий, хотя она и не является лучшим вариантом для кровли.
  • Стали, обладающие улучшенными физико-механическими свойствами, в своем составе имеют один или несколько специальных элементов, и называются легированными. В зависимости от различных добавок присутствующих в легированных сталях, они бывают высоколегированными, среднелегированными и низколегированными.

Устройство кровли из оцинкованной стали чаще всего выполняется из низколегированной стали, которая содержит меньше 2,5 % легирующих веществ.

Среднелегированные и высоколегированные стали используется для изготовления конструкций, которые должны обладать высокой коррозийной стойкостью, а гост — оцинкованная кровельная сталь не включает этот параметр.

Назначение сталей

В зависимости от сферы, в которой будет применять сталь, она делится на:

  • обыкновенную,
  • качественную,
  • высококачественную
  • особовысококачественную.

Различаются они по количеству содержащихся в них вредных примесей, таких как сера, наличие которой снижает механическую прочность при нагревании; фосфора, который повышает хрупкость при понижении температуры, а также по количественному содержанию неметаллических частиц.

Кровельная сталь

В зависимости от толщины листа кровельная оцинкованная сталь подразделяется на:

  • толстолистовую (толщина листа превышает0,4 мм)
  • тонколистовую (толщина листа не превышает 0,39мм).

Кровля из оцинкованной стали

Для устройства крыши используется кровельная сталь: гост при этом отражает требования к ее толщине равные 0,45-0,50 мм.

Также в нем предъявлены требования к карнизным и фронтонным деталям, разжелобкам и деталям водосточных труб, толщина стали для которых должна быть 0,63 или 0,70 мм.

Как правило, стальные листы выпускаются с длиной в 2 метра и шириной в 50-75 см.

Для того чтобы продлить срок службы оцинкованной кровли нужно пользоваться специальными антикоррозийными грунтовками, которые будут защищать ее от естественного разрушения.

При правильно выполненном монтаже кровля оцинкованная устойчива к неблагоприятным воздействиям. Кроме этого, оцинковку удобно монтировать, да и стоит она не дорого.

Правда, сделав крышу из такого материал нужно быть готовым к сильному шуму во время дождя и навязчивому дребезжанию стали на ветру. В том случае, если вы не готовы к этому, то делать кровлю из оцинкованной стали не рекомендуется, так как вам придется заменить ее в скором времени.

Какая бы сталь не использовалась, рано или поздно все равно потребуется ремонт оцинкованной кровли.

Для того чтобы отдалить этот неприятный момент, нужно ухаживать за кровлей. Желательно начинать делать это еще с момента ее устройства. Рекомендуется сразу же покрасить сталь, что продлит срок ее службы.

Стоит отметить, что покраска оцинкованного металла не является однозначной операцией ремонта кровли на даче.

Причина этого кроется в том, что оцинкованное железо обладает пассивной поверхностью, а значит, для него нужно использовать специальную краску, которая обладает большей адгезией и эластичностью.

Ремонт кровли

Для этих целей не подойдут масляные и алкидные краски. При взаимодействии цинка и алкидной краски произойдет окисление, что приведет к потере сцепляющих свойств.

В результате дорогая краска «слезет» с покрытия. Да и служить такое покрытие будет не дольше одного сезона.

Совет!Лучше всего для этих целей подойдет акриловая грунт-эмаль, которая прослужит длительное время. Правда, стоит такая краска не дешево, но это в любом случае будет дешевле, чем замена кровли. Да и окрашенная кровля выглядит наряднее, чем просто оцинкованная.

Перед тем как начинать красить, нужно проверить покрытие самой крыши. Если появились проржавевшие поверхности, то их нужно счистить или заменить. В том случае, если провести замену нельзя, то отверстие нужно будет залатать.

Также необходимо очистить кровлю от грязи и старой краски, после чего вымыть, обезжирить и просушить. Краску наносить можно как кистью, так и валиком, и пульверизатором.

В том случае, если на крыше образовались трещины, то их придется запаять. Для этого очистите места соединения листов от ржавчины при помощи наждачки, после чего плотно подгоните соединяемые листы.

Протрите кистью, смоченной в хлористом цинке поверхности. Для того чтобы спаять поверхности нагрейте паяльник, предварительно натерев его нашатырем. После этого нанесите на концы листов припой. Когда все остынет, удалите лишний припой.

Вашему вниманию!Лучше не готовить хлористый цинк самостоятельно, так как в результате неправильного смешивания может произойти взрыв. Лучше это доверить специалистам, которые знают гост — сталь кровельная при этом точно будет качественно очищена. Да и ожоги вам ни к чему. Ну, или приобретите готовый флюгер.

Для того чтобы не пришлось делать ремонт кровли лучше не допускать механических повреждений, особенно во время монтажа. Еще лучше пользоваться специальными кровельными саморезами, которые имеют под шляпой эластичную силиконовую прокладку.

Также у них есть герметизирующее отверстие для осадков. Кроме этого, нужно не забыть покрасить кровлю, и тогда она будет служить вам столько, сколько будет стоять дом.

Также у них есть герметизирующее отверстие для осадков. Кроме этого, нужно не забыть покрасить кровлю, и тогда она будет служить вам столько, сколько будет стоять дом.

Оцинкованная крыша: достоинства, недостатки и технология монтажа

На протяжении веков люди были озабочены вопросом, чем покрыть крышу дома, чтобы превратить его в надежную крепость, защищающую от атмосферных неурядиц. Если сначала в ход шел природный материал, к примеру, солома, мох, камыш, и керамика в различных видах, то потом в арсенале строителей появилось более надежное покрытие – металл.

Хотя рынок строительных материалов очень быстро менялся, даже в наше время кровля из оцинкованной стали считается наиболее практичным, долговечным и надежным решением. В этой статье мы расскажем о том, какие виды покрытий на основе оцинкованной стали бывают, чем они отличаются, какие имеют достоинства и недостатки, а также как они монтируются.

Виды оцинкованной кровли

Оцинкованная стали нередко используется в частном, коммерческом и производственном домостроении в качестве кровельного материала. Это покрытие отличается демократичной ценой, достаточно легким весом, долгим сроком службы, высокой надежностью.

Если раньше в распоряжении кровельщиков были только листы прокатной стали, которые для создания герметичного слоя соединяли фальцевым способом, то сейчас выбор материалов на основе этого металла намного шире. Самыми распространёнными производными кровельной стали являются:

    Кровельная сталь. Этот материал представляет собой рулон прокатной оцинкованной стали, из которого изготавливают кровельные картины необходимого размера. Картины соединят между собой фальцевым соединением, то есть края большого фальца загибают поверх малого с помощью листогиба. Такая технология позволяет прочное, долговечное покрытие, в котором при необходимости очень легко выполнять ремонт отдельных полотен. Кроме того, фальцевое соединение листов уменьшает расход материала, сокращают количество горизонтальных швов.

Обратите внимание! Со временем производители металлопроката расширяют ассортимент кровельных покрытий из стали. Оцинкованное железо на крышу может быть в виде битумной черепицы, то есть металлочерепицы, покрытой битумом, или модульной металлочерепицы, то есть полотен с поперечным профилем небольшого размера.

Достоинства и недостатки

Оцинкованная кровля – одна из наиболее распространённых видов кровельных покрытий в частном домостроении, но с точки зрения технологии монтажа и эксплуатации она имеет свои особенности. Недостатки и достоинства покрытия на основе металла вытекают из характеристики сплава, применяемого для их изготовления.

Опытные кровельные мастера отмечают следующие преимущества оцинковки:

  1. Высокая прочность. Материалы на основе оцинкованной стали прочные сами по себе, а дополнительные ребра жесткости, которые они приобретают в процессе формовки, увеличивают несущую способность покрытия. Поэтому оцинкованные кровли характеризуются высокой надежностью даже в регионах с высокой снеговой нагрузкой.
  2. Доступная цена. Стоимость кровли из оцинкованной стали довольно низкая. Цена одного квадратного метра покрытия вместе с крепежными элементами колеблется в пределах 500-1000 рублей.
  3. Устойчивость к коррозии. Из-за слоя цинка, покрывающего сталь, материал приобретает уникальные антикоррозионные свойства. Гальваническим способом цинк фиксируется на поверхности железа, поэтому оно не контактирует с водой.
  4. Долговечность. Срок эксплуатации крыши из оцинкованной стали составляет 30-50 лет, поскольку ее очень сложно повредить механически. Этот показатель намного превосходит характеристики даже более дорогих кровельных покрытий.
  5. Легкий вес. На вес покрытия влияет толщина листа, но этот показатель обычно 4-10 кг/кв. м.
  6. Возможность окрашивания. Внешний вид крыши с металлическим легко обновить, достаточно снять старую краску стальной щеткой, а затем покрыть новым слоем краски из краскопульта. Краска должна быть специальной.

Помните! Оцинкованный лист для кровли считается одним из самых практичных материалов, поэтому недостатков у него не так много. К ним относят низкую шумоизоляционную способность материала, которую необходимо компенсировать дополнительной шумоизоляции, а также высокую теплопроводность, часто приводящую к обледенению крыши в зимний период без обогрева.

Критерии качества материала

Оцинкованная крыша может служить надежной защитой от атмосферных явлений и низких температур. Однако, во многом эксплуатационные характеристики и срок ее службы зависит от качества исходного материала. При выборе оцинковки для кровельных работ обращают внимание на следующие показатели:

  • Толщина листа. В продаже встречаются покрытия с толщиной стальной основы 0,4-0,8 мм. По опыту профессиональных кровельщиков толщина изделия не должна быть меньше 0,6 мм.
  • Металлоемкость цинкового слоя. Металлоемкость цинкового слоя кровельных материалов на основе стали должна быть выше 275 г/м2. Чем выше этот показатель, тем надежнее антикоррозионное покрытие.
  • Вид покрытия. В качестве наружного покрытия кровельной стали можно использовать краску, устойчивый полимер, или искусственный каучук. Лучше выбирать изделия с полимерной или битумной защитой, так как они более устойчивы к внешним воздействиям.
  • Толщина покрытия. Толщина внешнего покрытия металла колеблется в пределах 1,5-3,5 мм. У наиболее популярных материалов этот показатель составляет 2,5 мм. Чем толще слой покрытия, тем надежнее он защищает металл от царапин и повреждений.
  • Защита срезов. Существуют покрытия, у которых срезы листа также защищены от коррозии, как и вся поверхность материала, их использование предпочтительнее.

Важно! В маркировке обычно указывается вся необходимая информация: толщина стали, ширина листа и длина в мм. Цена зависит от размеров изделия, но опытные мастера рекомендуют заказывать листы, нарезанные в размер вашей крыши, чтобы при монтаже не было горизонтальных швов.

Требования к конструкции крыши

Для устройства кровли из оцинкованной стали требуется соблюсти некоторые определённые условия. Существую разные способы монтажа, однако, они все должны учитывать эксплуатационные и технические характеристики материала, чтобы покрытие получилось долговечным, герметичным, прочным.

Профессиональные рекомендуют соблюдать следующие требования при выполнении монтажных работ своими руками:

  1. Уклон крыши должен быть не менее 8 градусов. При минимальном уклоне для получения герметичного слоя обязательно проводят дополнительную гидроизоляцию, усиливают стропильную систему дополнительными элементами, а также увеличивают нахлест между листами.
  2. Нахлест между листами металла должен быть не менее 1 волны профиля. Чем меньше уклон крыши, тем больше должен быть нахлест между листами.
  3. Крепление кровельных листов к обрешетке осуществляется с помощью кляммеров, также можно использовать специальные саморезы с пресс-шайбой или резиновыми уплотнительными кольцами.
  4. Шаг обрешетки рассчитывается таким образом, чтобы он совпадал с расстоянием между волнами материала. Однако, следует учитывать, что каждый лист должен иметь опору как минимум на три рейки.
  5. Выполнять монтаж покрытия можно своими руками. Установка обычно выполняется, начиная с нижнего ряда, справа на лево. Если размеры оцинкованного листа совпадают с размерами крыши, то укладка производится в один ряд. Выравнивание ската выполняется по первому листу.
  6. При монтаже оцинкованной крови обязательна установка свесов, желобов и снегозадержателей из того же материала.

Важно! Через крышу на улицу выводят дымоходные и вентиляционные трубы. Наиболее сложным в монтаже местом является их проход через кровельное покрытие. Это место, которое является уязвимым для протечек, необходимо дополнительно гидроизолировать.

Технология монтажа

Суть монтажа заключается в создании монолитного, герметичного покрытия на крыше из листов кровельной стали. Сделать алюминиевую своими руками достаточно просто, главное соблюсти все аспекты технологии укладки.

Те материалы на основе оцинковки, которые имеют фиксированные размеры, то есть профнастил или металлочерепица укладываются внахлест с разбежкой между рядами. Рулонные материалы соединяются фальцевым соединением. Перед такой работой важно понять, что оно из себя представляет.

Кровельные картины по бокам имеют загнутые кромки, которые нужны, чтобы соединить их между собой. Гнуть кромки картин можно с помощью специального станка или вручную, что естественно тяжелее и дольше.

Существуют следующие типы фальцевых соединений:

  • Одинарный стоячий фальц.
  • Одинарный лежачий фальц.
  • Двойной стоячий фальц.
  • Двойной лежачий фальц.

Учтите! Оцинкованный профнастил для крыши укладывать своими руками намного проще, однако, фальцевая кровля дает максимально надежное и прочное покрытие, которое при высоком качестве исходного металла может прослужить сотни лет, чему доказательством служат фальцевые крыши старинных русских церквей и дворцов. Чтобы упростить процесс укладки можно использовать самозащёлкивающуюся фальцевую кровлю, но стоит она дороже обычной.

Видео-инструкция

M/p>

Ремонт оцинкованной кровли: применяем краску, битумный раствор, волокнистые материалы

Оцинкованная кровля представляет собой качественный материал, отличающийся повышенной прочностью и надежностью, а стало быть, и долгим эксплуатационным сроком. Но несмотря на это, и она нуждается в должном уходе и своевременном устранении тех или иных повреждений. Иначе под воздействием внешней агрессивной среды начнет прогрессировать коррозия и в конечном итоге приведет к разрушению кровли.

Кровельная жесть как была, так и остается сегодня одним из самых востребованных материалов. Правда, на смену катаной черновой жести давно уже пришла оцинкованная. Как показала практика, благодаря цинковому покрытию, железо в течение порядка 25–30 лет оказывается эффективно защищено. Однако, механические повреждения покрытия или некачественная оцинковка могут стать причиной коррозии. Матовые разводы на поверхности металлической крыши являются предвестниками появления ржавчины, а это значит, что в недалеком будущем нужно ожидать протечек крыши. Соответственно возникнет вопрос, какой предстоит ремонт жестяной кровли.

Ответить на этот вопрос без предварительной оценки масштабов повреждений не сможет никто. Таким образом, ремонт оцинковки начинается с ее обследования.

Локальный ремонт стальной кровли ↑

Закрашивание краской ↑

При незначительных следах ржавчины, ее сначала удаляют при помощи стальной мягкой щетки. Затем поверхность очищают от грязи, старой краски, пыли моют, обезжиривают. Кровля должна полностью просохнуть, затем ее закрашивают. Сразу заметим, что оцинкованную крышу красить не очень просто как могло показаться. Поверхность из оцинкованного железа – химически пассивна, то есть используемая краска должна иметь повышенную сцепляемость и эластичность. Такие краски, как масляная или алкидная окисляют металл, в результате чего он теряет сцепляющие свойства.

При использовании такой краски крышу придется перекрашивать каждый сезон.

Краску наносят при помощи валика, кисти или пульверизатора.

Локальный ремонт кровли из оцинкованного железа подразумевает заделывание незначительных повреждений покрытия битумным раствором. Ржавые места на крыше для этого зачищают наждачной бумагой, наносят затем на них битумный раствор. Как только он затвердеет, поврежденное место закрашивают.

Ремонт швов ↑

Образовавшиеся между листами трещины устраняют пайкой. Места соединений очищают от ржавчины, жиров. Для этого используют наждак или металлическую щетку. Освободиться нужно и от старой краски. Плотно друг к другу подгоняют соединяемые листы. Следующим шагом соединительные поверхности обрабатывают хлористым цинком, смачивая в нем кисточку. Чтобы запаять поверхности используют паяльник. Горячим его нужно обязательно натереть нашатырем и, касаясь припоя, равномерно наносят его на края листов. Лишний припой после охлаждения удаляют.

Важно! Самостоятельное получение хлористого цинка опасно. Но если вы тем не менее решили сделать это сами, то знайте, кусочки цинка опускают в соляную кислоту, а не наоборот – иначе произойдет взрыв!

Пайка на крыше – весьма непростая процедура и сегодня ее заменяют на более современный вариант – проклейку различными герметиками и клеями, например, эпоксидными автомобильными замазками и шпатлевками. Герметики, используемые при ремонте крыши, как правило, выпускают в тубах.

Нанесение заплат ↑

Принцип заделки небольших трещин и дыр в очищении от ржавчины и запаивании заплатами из того же типа оцинкованной стали (ГОСТ 14918-80). Заплатка по площади должна равняться по величине площади поврежденного участка с добавлением припусков. То есть она:

  • полностью покрывает повреждение;
  • припуски попадают на неповрежденную часть покрытия, что обеспечивает прочное соединение заплатки.

Перед нанесением заплатки места соединения с крышей обезжиривают, а после, поверх заплатки наносят слой кровельной краски, она образует защитный барьер против атмосферного воздействия. Это особенно относится к местам соединения, более подверженным коррозии.

Если размер поврежденного участка небольшой, около 5–15 см, для заплатки можно использовать не металлические пластины, а такие волокнистые материалы, как брезент, мешковина или любая другая прочная ткань. В этом случае ее пропитывают олифовой масляной краской. Для этого заплатку из сухой ткани на 15-20 минут опускают в краску. Пропитанный тканью лоскут хорошенько выжимают и укладывают на поврежденный участок. Заплатку аккуратно разглаживают – на ней не должно остаться волн, бугров и вздутий. Следующим шагом заплатку хорошенько придавливают рукой или кистью для краски. Особенно тщательно придавливают заплатку на краях. Ткань должна хорошо высохнуть, на это уйдет около 6-7 дней. Затем переходят к покраске. Для лучшего эффекта краску наносят в несколько тонких слоев. Аналогичным красочным составом закрашивают все соединительные швы, чтобы обезопасить их от коррозии.

В качестве заплат для фальцевой кровли можно использовать рулонную оцинкованную сталь. Поверхность крыши в этом случае очищают от ржавчины и мусора, настилают рулонный материал вдоль и поперек поврежденной крыши. Для закрепления таких заплат, как правило, используют горячий битум. Металлические заплаты крепят также герметиками и клеями.

При очень маленьких повреждениях, скажем, до 5 см, заплатки на них вообще не ставят.

Как правило, в таких случаях поверхность вокруг поврежденного участка зачищают от слоя краски и ржавчины, затем ее просто покрывают различными замазками. Это может быть суриковая замазка, расплавленный битум или же специальная мастика для ремонта металлической кровли. При проведении подобного вида локальных восстановительных работ поврежденное место обрабатывают с обеих сторон – по поверхности крыши и со стороны чердака.

Локальное восстановление рационально производить при повреждениях, занимающих меньше 40–50% площади крыши, в противном случае рекомендуется поменять покрытие. Это значительно целесообразнее, так как при столь обширных повреждениях использование заплат потребует намного больше времени и трудозатрат, чем монтаж новой кровли .

Капитальный ремонт оцинкованной кровли ↑

Включает следующие обязательные мероприятия:

  • полное удаление старого покрытия;
  • восстановление или полная замена несущих конструкций;
  • их обработка антисептиками и антипиренами;
  • устройство пароизоляции, новой кровли из профлиста или фальцевым способом;
  • окраска покрытия;
  • устройство водостока и монтаж по периметру крыши ограждений.

До проведения работ металлическую крышу тщательно осматривают на предмет деформаций и дефектов.Особого внимания требуют места крепления оцинкованных листов к обрешетке, так как именно там саморезы могут нарушить защитное покрытие из цинка и, как следствие, увеличится коррозионное воздействие. Поэтому еще на этапе возведения кровли рекомендована обработка этих мест антикорром.

Ремонт оцинкованной кровли осуществляют от нижнего края ската вверх. Для укрепления ослабленных деталей, для обеспечения их неподвижности и устойчивости при этом устанавливают дополнительные крепежные элементы – болты, скобы, заклепки, кляммеры.

Дополнения: документ ГОСТ для скачивания

ГОСТ 14918-80 Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий (223,6 KiB, 2 007 hits)

Оцинкованная кровля

Не самый современный, но самый дешевый и поэтому до сих пор востребованный вид кровельного покрытия – оцинкованная кровля. Цена за лист оцинковки для крыши – 400-500 рублей, в зависимости от толщины (размер 1 х 2 метра). Разберемся, что это за покрытие и как его настелить.

Особенности кровли из оцинкованной стали

Неоцинкованный металл для кровельных покрытий не используется, поскольку подвержен коррозии. Слой цинка является защитой.

Существует две технологии оцинковки:

  • горячий способ – листы погружают в расплав цинка;
  • электролитический: погружают сталь в ванну с раствором цинка и пропускают ток. В процессе электролиза цинковый порошок оседает на поверхности стали.

Обратите внимание

Декларируемый срок службы крыши из оцинковки – 10-15 лет (для сравнения: профнастил с полимерным покрытием служит минимум 40 лет, металлочерепица – до полувека). По факту долговечность зависит от толщины слоя цинка. По мере того, как он вымывается, кровля остается незащищенной от коррозии. Ржавеет, гниет, и, как следствие, протекает. Минимально допустимая толщина цинка – 0,02 миллиметра.

Обычно толщина оцинкованного листа для кровли составляет 0,4-0,8 мм.

Некоторые производители продают листы до 2 миллиметров толщиной, но они стоят в три раза дороже. Остальные размеры:

  • длина листа – от 71 см до 3 метров;
  • ширина – от 0,5 до 1,25 метра.

Оцинковка отпускается в листах и в рулонах. Количество материала в рулоне обычно зависит от желания покупателя. Кровельное покрытие не продается комплектом, фасонные элементы можно докупить в фирме, занимающейся обработкой металла. Дополнительно потребуются:

  • отливы;
  • Т-образные костыли;
  • уголки;
  • разжелобки;
  • ветровые планки.

Кровля из листовой оцинкованной стали может быть двух видов:

  • плоские листы, уложенные с нахлестом и фиксируемые саморезами по металлу;
  • фальцевая кровля оцинкованная.

Первый способ практически не используется: даже при соблюдении всех правил герметизации точек крепежа долговечность такого покрытия очень небольшая. Фальцевая кровля надежнее: швы закрыты фальцами. Фальцевые покрытия выполняются из разных металлов: алюминия, меди, цинк-титана. Все они дороже оцинковки.

Металлопрофильные кровельные материалы (металлочерепица, профнастил) в процессе изготовления покрывают полимерной пленкой (полиэстер, пластизол, пурал). Полимер защищает металл от коррозии и улучшает вид крыши. Оцинковку для тех же целей хозяева красят самостоятельно, обычно масляной краской. Окраску кровли из оцинкованной стали нужно повторять раз в 2-3 года, т.к. из-за осадков, температурных перепадов, грибка покрытие начинает слоиться.

Статьи по теме

Плюсы и минусы оцинковки

  • низкая цена оцинкованной кровли;
  • легкость обработки материала – сталь можно резать, гнуть, сверлить;
  • простое устройство кровли из оцинкованной стали;
  • покрытие не боится ультрафиолета, осадков, низких температур;
  • устойчиво к механическим повреждениям;
  • можно крыть, в том числе, криволинейные кровли;
  • малый вес.

  • не слишком большая долговечность;
  • неинтересный внешний вид;
  • при неосторожном обращении можно повредить цинковое покрытие. В местах повреждений материал будет подвергаться коррозии;
  • оцинкованной сталью не следует крыть кровли с уклоном меньше 18 градусов: на крыше будет задерживаться дождевая вода, что довольно быстро приведет к коррозии.

Кроме того, оцинковке свойственны те же недостатки, что и другим металлическим кровлям:

  • теплопроводность: кровля нуждается в утеплении;
  • электропроводность: обязательно наличие молниеотвода;
  • отсутствие звукоизоляции, шум в доме во время дождя;
  • на прямом солнце покрытие нагревается, работать на крыше нежелательно во избежание ожогов.

По вышеперечисленным причинам оцинковкой кроют обычно крыши хозблоков и гаражей. Для жилых домов используют редко.

Наши работы

Как выбрать материал

Оптимальная толщина стали для кровельных работ:

  • листы – 0,5 мм;
  • фасонные оцинкованные элементы кровли (разжелобки, свесы и др.) – минимум 0,6 мм;
  • цинковый слой – 250-320 граммов на квадрат.

На листах не должно быть царапин, трещин, расслоений. Слой цинка – ровный, без потеков и пузырей. Правильная упаковка: пачка листов (или рулон) обернута тонколистовой сталью и перевязана упаковочной стальной лентой.

При транспортировке и хранении следует защитить материал от влаги и механических воздействий. Если вы планируете использовать для кровли материал б/у, следует счистить ржавчину стальной щеткой, выпуклости спрямить молотком, поврежденные места загрунтовать и не откладывать надолго покраску крыши.

Технология устройства кровли из оцинкованной стали

Обрешетка под оцинкованную кровлю изготавливается из бруса 5 на 5 см либо из доски минимум 2,5 см толщиной. Шаг между соседними брусками 15-20 сантиметров. В местах, где будут располагаться горизонтальные фальцы, ширина доски не меньше 10 сантиметров.

Совет

Если обрешетка разреженная:

  • на ендовах, разжелобках, свесах кладут сплошной настил 0,7 м шириной;
  • в районе конька – две доски впритык с обеих сторон, ширина каждой 30 см.

К обрешетке листы крепятся стальными полосками 15 см длиной, шириной 3-5 см. Между собой листы фальцевой кровли соединяются фальцами – так называются швы, которые получаются, если два листа сложить вместе и загнуть края в одну сторону.

Различают стоячие и лежачие фальцы, одинарные или двойные.

Несколько листов, соединенных фальцевыми швами, образуют одну картину.

Фальцезакаточный инструмент может быть ручным, полуавтоматическим, электрическим. В частной застройке чаще всего применяется ручной. В отсутствие инструмента фальцы формируют на верстаке с помощью киянки и молотка-подсекальника.

1. Подготовить листы: обрезать по размеру, загрунтовать антикоррозийным грунтом либо суриком (100 граммов тертого сурика на килограмм олифы) и просушить в хорошо проветриваемом помещении в течение суток.

2. Поверх обрешетки уложить подкровельную антиконденсатную пленку.

3. Картины собирают на земле: соединяют отдельные листы одинарным лежачим фальцем по коротким сторонам. Если толщина стали менее 0,5, размер фальца – 1-1,2 см, если больше – 1,3-1,5.

4. Карниз обрабатывают Т-образными костылями. Их прибивают по краю с шагом 70 см. В отсутствие костылей можно использовать для этой цели прямоугольные стальные полосы, их крепят с шагом 30-40 сантиметров.

5. Карнизные свесы, разжелобки обрабатывают двойным лежачим фальцем.

6. После того, как свесы обработаны, картины поднимают наверх и соединяют между собой двойными стоячими фальцами по длинной стороне.

7. Первыми кладут листы карнизных свесов: сверху их обрабатывают как рядовые, а на нижних кромках делают капельники. После покрытия свесов устанавливают желоба с водоприемными воронками между ними.

8. Далее картины кладут от карнизного свеса к коньку, лежачие фальцы должны быть загнуты по направлению стока воды.

9. К обрешетке листы крепят кляймерами: один конец прибивают к доске, второй заделывают в стоячий фальц. Шаг между кляймерами – 50-70 сантиметров.

10. Конек для кровли оцинкованный выполняется следующим образом: рядовые картины ската укладывают с припуском на конек таким образом, чтобы отогнуть кромку конька с одного ската на 3 см, с другого – на 5. Загибают на коньке фальцем размером 8-10 сантиметров.

Несколько упрощает монтаж рулонная технология: от рулона можно отрезать картины нужной длины и тем самым обойтись без промежуточных фальцев. Это хорошее решение: остается меньше мест, где впоследствии могут образоваться протечки. При таком способе все соединения осуществляются стоячими двойными фальцами.

Металлическая кровля не самая сложная в укладке, но работа требует повышенной аккуратности: при повреждении цинкового покрытия начнется коррозия, при некачественной заделке швов появятся протечки.

Если у вас недостаточно времени или опыта, доверьте вашу крышу нам. Мы досконально знаем все виды кровельных работ, сделаем для вас оцинкованную кровлю быстро, недорого, и предоставим гарантию.

Ссылка на основную публикацию